Формирование основ безопасности жизнедеятельности с детьми в дошкольных образовательных учреждениях
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время частота проявления опасности социального характера, агрессивность окружающей среды, отсутствие навыков правильного поведения в различных опасных ситуациях вызывает потребность в поиске путей формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, готовности к безопасному поведению в повседневной жизни. Поэтому перед системой образования стоит задача – сформировать основы культуры безопасности жизнедеятельности с целью обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей [2].
Исходя из вышесказанного, обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества и государства. Безопасность представляет собой состояние защищенности, устойчивости важных интересов, здоровья и жизни личности [25].
В настоящее время в Российской Федерации на всех уровнях принимается значительное количество мер законодательного и нормативного
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….. 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования основ культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста…………….
1.1 Сущность культуры безопасности жизнедеятельности…… 5
1.2 Возможные опасности окружающей среды для детей старшего дошкольного возраста и проблемы их преодоления……………………………………………………
1.3 Учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при формировании основ культуры безопасности жизнедеятельности……………………………
Глава 2 Цель, задачи, методы и организация исследования…………………………………………
2.1 Цель исследования……………………………………………. 22
2.2 Задачи исследования………………………………………… 22
2.3 Методы исследования………………………………………… 22
2.4 Организация исследования………………………………… 25
Глава 3 Результаты собственных исследований и их обсуждение…………………………………………
3.1 Анализ уровня сформированности основ культуры
безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………...
3.2 Реализация системы мероприятий по формированию основ культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников …………………………………………………
3.3 Разработка методических рекомендаций по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников в условиях ДОУ……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………….. 57
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ …………………. 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …… 60
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………….. 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авдеева, Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/ Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015. – 240 с.
Бандура, Т. А. Комплексный подход формирования безопасного образовательного пространства ДОУ / Т. А. Бандура // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. - № 3. – С. 81.
Белова, М. Ф. Обновление содержания основ безопасности жизнедеятельности в современных условиях / М. Ф. Белова, В. С. Муратова // Научный поиск. – 2015. – № 3. – С. 38-39.
Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2010. – 34 с.
Вишнеков, Я. Д. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Я. Д. Вишняков. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 209 с.
Гатауллина, Р.Ф. Педагогические условия формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста / Р. Ф. Гатауллина // В сборнике: Педагогика безопасности: наука и образование: сборник материалов международной научной конференции. Составители и редакторы В.В. Гафнер, А.Н. Павлова. – 2015. – С. 55-58.
Гафиятова, О. В. Особенности обучения дошкольников правилам дорожного движения в дошкольном образовательном учреждении / О. В. Гафиятова, Т. Н. Елисеева // В сборнике: Тенденции и закономерности развития современного российского общества: Экономика, политика, социально- культурная и правовая сферы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. – 2016. – С. 51-53.
Денисова, Т. Л. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Т. Л. Денисова, С. А. Нацаренус // в сборнике ?Концепция общества знаний? в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (11 декабря 2018 г., г. Челябинск): в 4 частях, Уфа. – 2018. – С. 60-62.
Есипова А. А. Основные структурн
анкетировании участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет ДОУ ?Акварелька? г. Тамбова. Анкетирование состояло из трёх блоков: блок 1 ?Безопасность в быту?, блок 2 ?Безопасность на улице?, блок 3 ?Безопасность в природе.
Первый блок Безопасность в быту включал в себя 9 вопросов:
Включаешь ли ты без родителей электроприборы, аппаратуру Почем?
Берешь ли ты без родителей колющие и режущие предметы?
Берешь ли ты без родителей лекарства (таблетки, уколы)?
Если в квартиру позвонил незнакомый человек и попросил открыть дверь, что делать?
Открываешь ли ты без родителей окна, балкон?
Объясни выражение ?Огонь друг - огонь враг?
Что может послужить причиной пожара?
Что нужно делать, если в квартире возник пожар?
Назови телефоны полиции, скорой помощи, пожарной охраны. В каких ситуациях их вызывают?
Второй блок ?Безопасность на улице? включал в себя 6 вопросов:
Как твое имя и фамилия? Твой домашний адрес?
Как зовут твоих роди