Особенности развития эмпатии у старших дошкольников

Скачать научно-исследовательскую работу на тему: "Особенности развития эмпатии у старших дошкольников". В которой проведен анализ литературы на тему эмпатии и развития ее у детей старшего дошкольного возраста. Проанализировано, как с помощью ведущей деятельности возраста помочь экологично усвоить навык эмпатии.
Author image
Denis
Тип
Научно-исследовательская работа (НИР)
Дата загрузки
27.12.2024
Объем файла
62 Кб
Количество страниц
21
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность исследования.
Уже порядка десяти лет современный мир не радует новостями. Каждый год становится все тяжелее и трагичнее прошлого. Войны, болезни, терроры… Ледники тают, люди все больше скупают пластик, все чаще заправляют машины и потребляют мясо, реки высыхают, Красная книга пополняется. Экономика стремительно ползет вверх, ценой разрушения исконного рельефа планеты. Заводы строятся, потребление растет. Не оставляя права выбора, нефть беспощадно губит коренных жителей морей и океанов. Все отчетливее каждый из нас может представить конец цивилизации. Каждый день, читая новости, мы видим, увы, неутешительные прогнозы. Новый тип истребления человечества-информационная война, давящая на сознание и сводящая с ума население каждую секунду его существования. Казалось бы, только сплотившись мы обретем истинную силу в борьбе с внешним миром, сможем сохранить многомиллионное наследие Земли. Но то, что наш мозг впитывает, как губка, с экрана телевизора, связывает нам рук

Содержание

Введение 3

1. Феномен эмпатии и особенности её развития в дошкольном возрасте 5

1.1 Понятие «эмпатия» 5

1.2 Закономерности развития эмпатийных процессов в онтогенезе 7

1.3 Факторы развития эмпатии в дошкольном возрасте 11

1.4 Сюжетно-ролевая игра, как способ развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. 18

Заключение 20

Список литературы 22

Приложение 1. 24

Список литературы

1. Краткий психологический словарь. -- Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 2009.
2. http://www.psychology-online.net/articles/doc-709.html3. www.voppsy.ru http://www.voppsy.ru4. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 2011
5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.-Воронеж, 2009.
6. Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. - Нижний Новгород, 1999.
7. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография / М.А. Пономарева. - Минск : Бестпринт, 2009. - 76 с.
8. КоломинскийЯ. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция-- СПб.: Питер,. --480 с: ил., 2011
9. Робертс Р.Д., Меттоюс Дж, Зайднер М. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике// Психология. Т 1, №4.стр 3-26 2010
10. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия// Бессознательное: природа, функции, методы исследования: В 4 т. / Под общ. ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Т.3 Тбилиси, 2009. С. 485 - 490.
11. Джрназян Л. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1984.
12. Зубова Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ. 2012. № 7. С. 54-65.
13. Выговская, Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи : автореф. дис. … канд. псих. наук : 19.00.07 / Л.П. Выговская ; НИИ психологии. - Киев, 1991. - 20 с.
14. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С.Выготского и М.И.Лисиной Вопросы психологии, 2010, №6, с.76.
Приложение 1.
Комплекс сюжетно-ролевых игр
Первый этап:
Игра «Два зеркала»
Цель: развитие внимания ребенка к сверстникам, а т

Обогащение эмоций происходит через переживания. Отчетливо можно отследить формирования положительного и отрицательного эмоционального тона в удовлетворении младенца потребности к пище. Негативные переживания дошкольника зачастую отображаются как агрессия, отчужденность, страх. Положительные эмоции проявляются в нежности, ласке, чувстве товарищества, душевной тяге к взаимовыручке. Обогащение эмоций напрямую связано с развитием интеллекта малыша, вызывая отклик в сознании ребенка, у него формируются идеалы и нормы поведения.
В основании детских чувств лежит обобщение узконаправленных эмоций. Примечательно, что эмоции являются не только проявлением ощущаемого состояния для ребенка, но и материалом для обобщения и формирования на их основе высших чувств[2].
Развитие эмоциональной сферы отличается его отдалением субъективного отношения от объекта переживаний. На ранней стадии ребенок не способен различать характеристики объекта и