Развитие народного образования в минусинском округе (уезде) во второй половине XIX— начале XX вв
Введение
Актуальность темы исследования. Обращение к данной теме актуально, поскольку в стране идет смена образовательной системы, что играло и играет важную роль в истории любого государства. Создание и развитие эффективной системы образования всегда являлось одной из главных задач государственной политики. Россия в поисках наиболее оптимального решения своих задач в сфере образования. Мировой опыт следует учитывать, но не нужно забывать, что национальная система воспитания и обучения во многом уникальна. В основе русской системы воспитания и образования веками лежала развивающая трудовая педагогика и духовная составляющая, определяемая русским православием. Более того, в современных условиях развития новых технологий и модернизационных процессов, вопросы улучшения системы образования становятся особенно актуальными. В связи с этим все чаще возникает необходимость объективного анализа ретроспективной информации с целью выявления положительного опыта прошлого
Оглавление
Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Государственная образовательная политика в российском государстве в XIX — начале XX вв. …………………………………………………….13
Становление и развитие народного образования в Восточной Сибири в конце XIX — начале XX вв. ……………………………………………..17
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ
2.1. Предпосылки формирования системы народного образования в Енисейской губернии…………………………………………………………………………… 24
2.2. Учебные заведения на юге Минусинского округа ………………………….29
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КАДРОВОГО СОСТАВА НА ЮГЕ МИНИСУНСКОГО ОКРУГА
3.1. Педагогические кадры………………………………………………………..49
3.2. Подготовка педагогических кадров………………………………………….62
Заключение ...............................................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………….69
Приложения…………………………………………………………………………..79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Архивные источники
Государственный архив Красноярского края (ГАКК), Красноярск
Фонд 3. Дирекция народных училищ Енисейской губернии, дд.1,10, 54, 55, 72, 116, 119, 257
Фонд 142. Абаканская инородная управа Хакасского округа Енисейской губернии, д. 502.
Муниципальное казенное учреждение «Архив города Минусинска» (АГМ), Минусинск
Фонд 17. Благочиние I участка (1803 – 1923 гг.), д. 338.
Фонд 13. Минусинская женская гимназия, д.1.
Фонд 30. Смотритель училищ Ачинского и Минусинского округов Дирекции училищ Енисейской губернии, дд. 1,4,8,30, 32,51, 53,56,70.
Фонд 81. Минусинский окружной суд, д. 1926
Государственное казенное учреждение Республики Хакасия. «Национальный архив» (НАРХ), Абакан
Фонд И-2. Степная дума соединенных разнородных племен, дд. 9, 877, 982, 1230.
Фонд И-22. Усть-Абаканское церковно-приходское попечительство, дд. 1, 3.
Государственное краевое учреждение культуры Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» (ШМЗ), Шушенское
ШМЗ-НВ 4068/1 Абаимова Е.В. Материалы к биографии политического ссыльного учителя села Шушенского В.П. Стародубцева (1877 – 1924 гг.).
ШМЗ-НВ 4071 Аттестат об отставке В.Я. Абаимова.
ШМЗ-НВ 4073 Воспоминания об учителе Шушенской школы В.Я. Абаимова его дочери Е.В. Абаимовой-Ивановой.
Источники и литература:
Абрамов Я.В. Наши воскресные школы: их прошлое и настоящее. – СПб., 1900. 351 с.
Арефьев В.С. Описание Сибири. Вып.2: Краткое описание губерний и областей Сибири: очерки для народного чтения. – Томск, 1901.
Артамонова Н. Я. Национальная интеллигенция Тувы и Хакасии в конце ХIХ - первой четверти ХХ века: теоретико-методологические аспекты проблемы / Н. Я. Артамонова // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2019. – № 3(37). – С. 65-71.
Базанов А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере: Тобольский Север/ А.Г. Базанов; Ин-т народов Севера, Науч.-исслед. ассоциация. — Ленинград: Инс
В пореформенное время в Енисейской губернии стали открываться образовательные учреждения, находившиеся под покровительством духовных заведений не православных религиозных конфессий. Пришлое нерусское население Енисейской губернии (поляки, евреи, латыши, финны, немцы, татары и др.) имело возможность получать общегосударственное образование, создавать собственные национальные и конфессиональные школы. В селах Минусинского округа Верхний Суэтук и Нижняя и Верхняя Буланки были основаны три школы, находившиеся в ведении лютеранской церкви [42,66]. В первом селении существовали две школы — одна основана в 1864 г., а вторая — в конце XIX в., около 1895 г. В Буланках школы были открыты в 1860 г. Русскому языку обучали только в одной из Верхне-Суэтукских школ, в других преподавание велось только на родном языке: в Нижне-Буланской — на латышском и немецком, в Верхне-Буланской — на эстонском и в Верхне-Суэтукских — на финском и эстонском.