Активизация познавательной деятельности младших школьников средствами игровой технологии
ВведениеАктуальность. Важной проблемой организации обучения в современной школе является активизация познавательной деятельности учащихся. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, позволяющих не только активизировать познавательную деятельность, но и разнообразить формы и средства обучения, повысить творческую активность учащихся, развивать познавательные способности младших школьников. К таким технологиям относятся игровые технологии. Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания. Занимательность условного мира игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность по усвоению или закреплению информации на уроке, а эмоциональные действия игры активизируют психические процессы младшего школьника.
Содержание
Введение 5
1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников средствами игровой технологии 8
1.1 Содержание понятия «познавательная деятельность» в педагогической науке 8
1.2 Возрастные особенности активизации познавательной деятельности младших школьников 13
1.3 Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности 18
Выводы по первой главе 25
2 Опытно-практическая работа по активизации познавательной деятельности младших школьников 27
2.1 Определение уровня развития познавательной деятельности младших школьников 27
2.2 Организация работы по активизации познавательной деятельности младших школьников средствами игровой технологии 33
2.3 Анализ результатов работы 36
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 48
Список литературыЛеонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. С.24.
Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2018. – С.37.
Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 2019. – С.37.
Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 2021. – С.32.
Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург, 2018. С.36.
Красновский, Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2022. – №5. – С. 53
Маловичко, Д.А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника / Д.А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2020. – №1. – С.45.
Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2019. – С.36.
Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2018. – №4. – С. 116.
Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2021. С.24.
Морозова, И.С. Познавательная активность младших школьников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития. – 2021. – №12. – С. 162.
Николаева Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2020. – 410 с.
Литвиняк Е. Они хотят учиться / Е. Литвиняк, Е. Хилтунен // Первое сентября. – 2020. – С. 4.
Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся /А.В. Никитина // Начальная школа. – 2018. – № 10. – С. 34– 37.
1.3 Игровая технология как средство активизации познавательной деятельностиПеред школьным учителем стоит сегодня задача не просто дать школьникам сумму знаний, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом, учить анализировать, сравнивать, обобщать, то есть активизировать познавательную деятельность младших школьников.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.