Формирование словаря детей 4 - 5 лет через обучение отгадыванию загадок
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что в дошкольном учреждении в работе с дошкольниками загадка открывает широкие перспективы для формирования и обогащения словаря. Особенность загадок, как выразительность языка, способствующая возможность обогащения и активизации детского словаря.
Загадки раскрывают перед ребенком красоту и четкость русского языка, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящегося, хотя и бессознательно в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь [40].
Загадки очень интересные и актуальные для детей среднего дошкольного возраста жанры литературы, которые можно считать оптимальным содержанием художественно – речевой и игровой деятельности. А именно в данном виде деятельности создаются наиболее плодотворные условия для овладения дошкольниками словарем, а также для речевого самовыражения ребенка. Именно поэтому тема нашего исследования считаем актуальной на данный момент.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования словаря у детей дошкольного возраста через обучение отгадыванию загадок …… 6
1.1.Научные аспекты проблемы формирования словаря через обучение и отгадывание загадок у дошкольников…………………………….. 6
1.2.Особенности формирования словаря детей дошкольного возраста………………………………………………………………. 9
1.3.Методики формирования словаря у детей 4 – 5 лет через обучение отгадыванию загадок………………………………………………… 15
Глава 2 Практические аспекты формирования словаря детей среднего дошкольного возраста посредством использования загадок……… 21
2.1.Диагностика развития формирования словаря у детей 4 – 5 лет через
отгадывание загадок ………………………………………………... 21
2.2.Комплекс мероприятий по формированию словаря через обучение отгадыванию загадок………………………………………………. 29
2.3.Анализ результатов по формированию словаря у детей 4 – 5 лет через отгадывание загадок ……………………………………….. 35
Заключение……………………………………………………………….. 39
Список использованных источников…………………………………... 40
Приложения……………………………………………………………… 47
Список использованных источников
1. Без лица в личине: Старинные и современные загадки. / Сост. Л.М.Сукач. – Гомель: ИПП "Сож".2012 - 120 с. ISBN: 5-8473-0005-0 – Текст: непосредственный.
2. Большая книга загадок / Сост. Т.В. Скиба, О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: Астрель, АСТ, 2019 - 350 с. ISBN 978-5-9567-2618-1 – Текст: непосредственный.
3. Баранов М.Т. Приемы обогащения словаря учащихся/ Известия АПН РСФСР. Вып.124. М.: Изд-во Просвещение, 2021. ISBN: 5-09-010927-3 – Текст: непосредственный.
4. Бородич А.М. Методика словарной работы в детском саду. М.: Просвещение,2012. ISBN: 978-5-7578-0 Текст: непосредственный.
5. Бочкарева О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Средняя группа. Волгоград: ИТД «Корифей», 2012, 96 с. ISBN 5-8352-0376-4 Текст: непосредственный.
6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Издательство: Перспектива, 2020.- 100с. ISBN: 978-5-6043828-4-4 – Текст: непосредственный.
7. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования М.: Мозайка – Синтез, 2019. 352с. ISBN 978–5-4315-1576-7 – Текст непосредственный.
8. Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких: 544 загадки с картинками. – СПб.: Кристалл, 2008.- 45 с. https://school.e.nlrs.ru/collections (дата обращения: 17.09.2022). – Текст: электронный.
9. Гурин Ю.В. 500 загадок для будущего первоклассника. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 60 с. ISBN: 5-7654-4494-6 – Текст: непосредственный.
10. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 45 с. ISBN 978-5-4315-0399-3 Текст: непосредственный.
11. Гурин Ю.В. Энциклопедия обучающих загадок. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 200с. ISBN 5-7654-2503-8 Текст: непосредственный.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота т правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности [6].
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи []: