Сущность и содержание эволюционной педагогики в.в. вахтерова
Актуальностью темы является применение историко-педагогического опыта, так как в основе связи истории науки и современных процессов, протекающих в обществе, лежат общие тенденции исторической повторяемости.
В конце ХIХ – начале ХХ в. в развитии педагогической теории прослеживаются два направления. Одно из них связано с выделением в самостоятельные отрасли теории образования, теории воспитания, дошкольной педагогики, профессионально-технической и др. Другая направлена на понимание накопленных теоретических знаний и приведение в систему взаимосвязанных идей, положений, принципов, взглядов [8; с. 237].
В.П. Вахтеров – основатель «эволюционной педагогики», которая воплощает в себе как идеи русской классической педагогики, так и западные концепции развития индивидуума и человеческого рода (Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер). Он представил обучение и воспитание как единое действие. Педагогические обобщения, по его мнению, должны опираться на изучении практики обучения и воспитания с учетом достижений всех взаимосвязанных наук о человеке.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3-4
ГЛАВА 1. Педагогические идеи В.П. Вахтерова..................................................5-9
ГЛАВА 2. Эволюционная педагогика: теоретический аспект..........................10-15
ГЛАВА 3. Эволюционная педагогика: процессуально-технологический аспект.....................................................................................................................16-24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................................26-27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вахтеров, В. П. Нравственное воспитание и начальная школа / В. П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения / сост. Л. Н. Литвин, Н. Т. Бритаев. – М. : Педагогика, 1987. С. 43 – 139.
2. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. –2-е изд., испр. и доп. – М. : Типография т-ва И. Д. Сытина, 1916. – 592 с.
3. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В.П. Вахтеров // Избранные педагогические сочинения / сост. Л. Н.Литвин, Н.Т. Бритаев. –М. : Педагогика, 1987. –С. 324–384.
4. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики / В. П. Вахтеров. – М. : Изд-во т-ва Сытина, 1913. Т. 1. – 592 с
5. Вахтеров, В.П. О новой педагогике: избранное / В.П. Вахтеров. – М.: Карапуз, 2008. – 224 с.
6. В.П. Вахтеров (некролог) // Большая советская энциклопедия. - Т. 9.-1928.-С. 96-97. Горностаев, П. В. Развивающая педагогика В.П. Вахтерова (к 150-летию со дня рождения) [Текст] / П.В. Горностаев // Педагогика.– 2003. – № 4. – С. 75–81.
8. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 676 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс
9. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ ?Сфера?, 2001. – 51210. Морозова, Е. А. Проблема разбития познавательных интересов учащихся в педагогический теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова [Электронный и ресурс]: дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Морозова. – М., РГБ, – 2005. – 179 с. 11. Сладкова, Т. В. Становление и развитие педагогической диагностики в России конца ХIХ - начала ХХ вв.: [Электронный ресурс]: дис.... канд. пед. наук / Т.В. Сладкова. – Саранск: РГБ, 2006. – 237с.
12. Электронный журнал ?Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права?. 2014. №3(71)- С.61-65.
Василий Порфирьевич Вахтеров нередко обращался к трудам Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов, чтобы подкрепить свои положения, относящиеся к развитию учащихся. Именно их наследие оказало существенное влияние на его научное мировоззрение, помогло дать теоретическое обоснование развивающей педагогике. Наука совершенствуется кумулятивно и неравномерно. Революционным взрывом в развитии естествознания во второй половине ХIХ в. стало эволюционное учение Ч. Дарвина. Дарвинизм произвел значительные изменения в мировосприятии многих ученых, в том числе и на В. П. Вахтерова.