Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Введение
Актуальность. Все начинается с детства. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Снижение познавательного интереса к истории своей Родины, традициям и обычаям нашего народа, наследии зачастую отрывочны и поверхностны.
Процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни имеет решающее значение в становлении его личности. Важно правильно организовать воспитание, создавать условия для активного познания ребенка окружающей его действительности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………... 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….. 6
1.2. Нравственное воспитание дошкольников: понятие и характеристика………………………………………………………………. 17
1.3. Формы, методы и средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО……………………………………. 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД №34 Г. РЕВДЫ……………………………………….. 33
2.1. Анализ деятельности ДОО по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста …… 33
2.2. Программа по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в ДОО……………………………………………… 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….. 62
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………..67
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988. 479 с.
2. Бреслев Г.М. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте. М.: ТЦ Сфера, 2007. 112 с.
3. Богданова О.С., Катаева Л.И. О нравственном воспитании детей. М. Просвещение, 2013. 213 с.
4. Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2005. 240 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2013. 340 с.
6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.: Просвещение. 1988. 144 с.
7. Волков Б.С. Основные закономерности психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1994. С. 77.
8. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 420 с.
10. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА- ИНФА.М, 2000. 624 с.
11. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М.: Просвещение. 1963. 364с.
12. Зинченко В.П. Психологический словарь. СПб., 1996. 416 с.
13. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Просвещение, 2010. 230 с.
14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений//М.: издательский центр Academia, 2002. - 176 с.
15. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: ВЛАДОС, 2013. 466 с.
16. Конституция Российской Федерации: Официальный текст (с изменениями от 9 января 1996г., и 9 июня 2001 г.). М.: «Вече», 2008. 48 с.
17. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009 ― 29 с.
18. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности: автореферат дис. ... кандидата психологических наук. М.: 2000. 20 с.
19. Крохина, С. Ю. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе [Текст] / С. Ю. Крохина // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 3. – C. 86–93.
20. Куликова Т. А., Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н. Леонтьев.- М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1999.- 495 с.
22. Лисицина М.и., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Штиинца, 1983. 110 с.
23. Логинова В. И. Саморукова М. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2008. 284 с.
24. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. С.104.
25. Мельникова Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника. М: Академия, 2010. 352 с.
26. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М. 2000. 272 с.
27. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975. 239 с.
28. Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская Р. И. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Педагогика, 2011. 300 с.
29. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / С. Н. Николаева. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. 224 с.
30. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / под ред. А. К. Уледов. М.: Просвещение, 2009. 178 с.
31. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 325 с.
32. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
33. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского. М.: Академия, 2008. 352 с.
34. Подласый И. П. Педагогика. М.: АСТ, 2013. 400 с.
35. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. №2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении". М: «Российская газета», №5688, С. 19.
36. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
37. Программа «Детство» по ФГТ. Шестой год жизни. [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad (дата обращения: 27.10.2021).
38. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.; 2001. 350 с.
39. Психологический словарь/ Под.ред. В.В. Давыдова, А.Ф. Запорожца, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с.
40. Рабочая программа по реализации образовательной деятельности в МАДОУ Детский сад №34 г.Ревды [Электронный ресурс]: URL: http://34rev.tvoysadik.ru/ (дата обращения: 4.11.2021).
41. Рожков А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. М.: «Академия», 2004. 243 с.
42. Семенов В.Д. Педагогический процесс. Екатеринбург, 1993.113 с.
43. Сивашинская Е.Ф. Педагогика: в помощь сдающему государственный экзамен. Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009. 157 с.
44. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольников //Вопросы психологии. 2011. №4. С. 29-38.
45. Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей //Дошкольное воспитание. 1989. №3. С.21-36.
46. Устав МАДОУ Детский сад №34 г.Ревды [Электронный ресурс]: URL: http://34rev.tvoysadik.ru/ (дата обращения: 4.11.2021).
47. Федеральный закон от 21 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации». М: Проспект, 2017. 160 с.
48. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: принят Государственной Думой от 21 декабря 2012. № 273-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
49. Харламов И. Ф. Педагогика: учебник / 5-е изд. перераб. и доп. М.: Университетское, 2005. 432 с.
50. Широких О. Б., Космачёва Н. В. О формировании нравственных ценностных ориентаций // Дошкольное воспитание. 2010. №4. С. 42 – 46.
51. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. 352 с.
52. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 2010. 135 с.
С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе. Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.
Известный ученый Е. Ф. Сивашинская в своих трудах отмечает, что цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: гуманности; трудолюбия; патриотизма; гражданственности; коллективизма. Целью нравственного воспитания является формирование нравственной культуры личности.