Формирование критического мышления обучающихся на уроках иностранного языка
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. Динамика социально-экономических и политических трансформаций, затронувших все сферы общественного развития, повлекла за собой изменение всех сфер жизни современного человека. Не стала исключением и система образования, поскольку в связи с изменившимися реалиями к современному выпускнику теперь предъявляются совершенно иные требования, чем к выпускнику предыдущих лет. Если раньше главной целью системы образования было транслировать знания, то теперь главная цель – научить ученика учиться.
Согласно утверждению Д. Халперн, ?образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию? [69]. Иными словами, во главу угла ставится взращивание личности, способной самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 12
1.1 Становление и развитие понятия «критическое мышление» 12
1.2 Модель формирования критического мышления обучающихся на уроках иностранного языка 20
1.3 Условия формирования критического мышления обучающихся на уроках иностранного языка 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 39
2.1 Последовательность и организация экспериментальной работы 39
2.2 Реализация педагогических условий функционирования модели 46
2.3 Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы 60
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдрафикова,?А.Р. Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка [Текст] / А.Р.?Абдрафикова, Е.Ю.?Ещенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 8. – С. 9-15.
Авдеева, И.М. Критическое мышление как системный фактор непрерывного образования [Текст] / И.М.?Авдеева // Посметодика. – 2001. – № 2. – С. 34-40.
Анцыферова,?Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст]: сборник статей / Л.И.?Анцыферова. – М.: Наука, 1981. – 365 с.
Астахова,?Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности [Текст] / Л.В.?Астахова, Т.В.?Харлампьева. – М.: РАН, 2012. – 136 с.
Балан,?О.В. Особенности организации и развития критического мышления на уроках иностранного языка [Текст] / О.В.?Балан // Вопросы педагогики. – 2021. – № 8. – С. 39–42.
Белогрудова,?В.П. К критическому мышлению через критическое письмо [Текст] / В.П. Белогрудова, О.Ю. Кузьминых // Проблемы романо-германской филологии, философии и методики преподавания иностранных языков: сб. научных трудов. – Пермь: ПГПУ, 2004. – С. 98–105.
Белякова, Е.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза при работе с аудиотекстом на занятиях по иностранному языку [Текст] / Е.А. Белякова // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – Том II, № 3. – С. 127–130.
Блауберг, И.В. Проблема целостности и системный подход [Текст] / И.В. Блауберг. – М.: Эдиториал УРСС, 1997. – 448 с.
Божкевич,?И.А. Развитие критического мышления у старшеклассников на уроках иностранного языка [Текст] / И.А.?Божкевич // Научная мысль: перспективы развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2021. – С. 22–26.
Так или иначе, он отражает эффективность проделанной работы. В своем исследовании К.?Кеппел описывает рефлексию, как особый вид мышления, при котором фокусируется внимание. В его понимании рефлексия – это оценка, выбор и тщательное взвешивание [80]. В процессе рефлексии новая информация становится собственной, совмещается с прежним опытом и превращается в новое знание.
Таким образом, на основе системного, личностно-ориентированного, компетентностного и когнитивно-коммуникационного подходов, нами была разработана модель формирования критического мышления обучающихся начальной школы на уроках иностранного языка. Характерными признаками представленной структурно-функциональной модели являются: системность (взаимосвязь между компонентами) и динамичность (возможность качественных изменений компонентов модели, их взаимосвязей).