Особенности формирования конструктивной деятельности у умственно отсталых обучающихся
Введение
Актуальность исследования. Роль конструктивной деятельности является неотъемлемой частью жизни каждого ребёнка. Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Особенно дети младшего школьного возраста очень любопытны. Главную роль в становлении познавательной активности детей имеет желание не только рассматривать предметы, но и взаимодействовать с ними: разъединить и соединить, конструировать из предметов, экспериментировать. Задатки заложенные природой, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности.
Оглавление
Введение.………………………………………………………………..…
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования конструктивной деятельности у умственно отсталых обучающихся
1.1. Конструктивная деятельность обучающегося в предметном поле психолого-педагогической деятельности ……………………………………..
1.2. Факторы компенсации и декомпенсации качества конструктивной деятельности умственно отсталых обучающихся……………………………...
1.3 Проблема диагностики и коррекции уровня сформированности конструктивной деятельности обучающихся в онто- и дизонтогенезе ...........
Глава 2. Качественно-количественный анализ результатов экспериментального изучения типологических особенностей конструктивной деятельности умственно отсталых обучающихся
2.1.Организация и содержание констатирующего эксперимента ……....
2.2. Анализ и оценка особенностей сформированности конструктивной деятельности в экспериментальных группах обучающихся. ………………….
2.3. Рекомендации родителям по реализации воспитательного потенциала семьи в формировании конструктивной деятельности умственно отсталых обучающихся………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………...…………...
Список литературы.………………………..……….................................
Приложение………………………………………..……………………....
Список литературы
Алиева, М.Г. Конструирование и реализация программы развития креативной среды в дошкольной образовательной организации [Текст] /М.Г. Алиева.//Концепт.2016.№S3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konstruirovanie-i-realizatsiya-programmy-razvitiya
Антипова И. Г.Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.
Афанасьева М.С. Особенности конструктивной деятельности умственно-отсталых дошкольников/М.С.Афанасьева,И.А.Рудакова//Знание.-2016.-№5-3(34).-С.18-20.
Балич,Ф.Ш.Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью/Ф.Ш.Балич.-Текст:непосредственный//Молодой учёный.-2018.-№20(206).-С.376-378.
Влияние конструирования на развитие логического мышления[электронный ресурс].-URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/10/29/vliyanie-konstruirovanie-na-razvitie
Возможности конструктивной деятельности в развитии мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста /Кругова Е.Ю.,Чемоданова Н.А.//Психологические науки.-2015.
Волкова, Ю.С. Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в совместной деятельности [Текст] / Ю.С. Волкова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Международной научной конференции. – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С.33-35.
Вялых Ольга Анатольевна. Особенности конструктивной деятельности младших школьников с недостатками в интеллектуальном развитии : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07, 19.00.10 Иркутск, 1999 185 с. РГБ ОД, 61:00-19/278-X
Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн для учителя.-М,:Просвещение,1991.-94с:ил.
Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”.–М.:Изд-во МГУ,1965.–51 с.
Среди детей с нарушением интеллектуального развития выделяется довольно таки большая группа гиперактивных детей, которые являются полной противоположностью вышеописанным детям. По сравнению с ними они наоборот чрезвычайно подвижны, внимание у них трудно сосредотачивается на каком-либо объекте и т.д. Несмотря на то что, на первый взгляд, они более продуктивно осваивают пространство, представления о нем у них ничем не отличаются от малоподвижных детей с нарушением интеллекта. Это можно объяснить как отсутствием познавательной направленности детей в ходе передвижения, перемещения, так и бедностью предметной деятельности.