Дидактическая игра как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста
Введение
Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речевой деятельности ребенка. Речевая деятельность является средством общения, налаживания контактов, постижения нового. В качестве показателя умственного и речевого развития детей дошкольного возраста речевая деятельность являет богатство его словарного запаса, умение правильно и связно выражать мысли. Словарь детей дошкольного возраста, как правило, беден и недостаточен для выражения всех испытываемых ими чувств и эмоций, описания происходящих процессов и явлений. Одной из важнейших задач в области речевого развития в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является установление тенденции по проведению словарной работы и управлению процессом обогащения словаря детей дошкольного возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………... 3
1. Проблема развития словаря детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………………………………………………… 6
2. Содержание работы ДОО по обогащению словаря детей среднего дошкольного возраста…………………….…………………………………... 12
3.Роль дидактической игры в процессе обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………… 22
Заключение…………………………………………………………………….. 29
Список литературы…….…………………………………................................ 31
Приложение А. ………………………………………………………………... 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
Барчан, Т. А. Игрушечная история. Дидактические игры с детьми от 2 до 5 лет [Текст] / Т. А. Барчан. – М.: Карапуз, 2016. – 454 c.
Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.– 160 с.
Бородич, А. М. Методика словарной работы в детском саду [Текст] / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 256 с.
Воробьева, Т. А. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой руч. и общей моторики [Текст] / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. –СПб.: Дельта, 2001. – 95 с.
Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. Т.4: Детская психология. – М.: Педагогика, 2016. – 431 с.
Гафурова, Д. Х. Обогащение словарного запаса дошкольников / Д. Х. Гафурова – Текст: электронный // Проблемы Науки. – 2022. – №1 (170). https://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-doshkolnikov (дата обращения: 01.04.2023). – Режим доступа: Научная электронная библиотека: КиберЛенинкаДавидчук, А. Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет [Текст]: методическое пособие / А. Н. Давидчук. – М.: Сфера, 2017. – 569 c.
Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Научн. рук. Л.А. Парамонова. – 6-е изд. перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 192 с.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.– 352 с.
Крупская, Н. К. Роль игры в детском саду. В сб.: «О дошкольном воспитании» [Текст] // Н. К. Крупская. – М., 2005. – 158 с.
Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполняя им конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь говорящего. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как восприятие участвует в основном, только слуховой анализатор, а в говорении -еще и мускульно-двигательный и кинетический анализаторы. Необходимо устранять из речи детей нелитературные слова (просторечные, жаргонные). Это нужно подчеркнуть, т.к. современные дети чаще всего находятся в условиях неблагополучной языковой среды [18].
Е. С. Слепович отмечает, что для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребенка.