Организация самостоятельной работы обучающихся в курсе Истории в основной школе
ВведениеАктуальность исследования. Одной из важнейших задач российской системы образования является преподавание современного урока истории. На уроках истории у учащихся формируются яркие и эмоционально насыщенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся личностях истории и о главных событиях прошлого, о процессе становления различных государств, их развития и упадка, об исторически сложившихся культурно-национальных традициях различных этносов и их историческом пути.
Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что самостоятельная работа – одно из главных условий саморегуляции личности, это главный способ воспитания активной жизненной позиции в обществе. Изучение истории по новым моделям преподавания сосредоточены на личностном развитии учеников и на использовании потенциала исторической науки для социализации учеников и формирования их мировоззрения и ценностей.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Основы учебной самостоятельной деятельности обучающихся в основной школе 11
1.1. Сущность и виды самостоятельной работы обучающихся 11
1.2. Этапы и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся 19
Глава 2. Самостоятельная работа учащихся на уроках Истории в основной школе 29
2.1. Методы и приёмы организации самостоятельной работы учащихся на уроках Истории в основной школе 29
2.2. Виды самостоятельной работы учащихся на уроках истории в 8 классе (на материалах темы «Начало правления Петра I») 43
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 51
Приложение 57
Список использованных источников и литературыИсточники
Баженова И.Н. Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1987. – 543 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://library.lgaki.info:404/2017/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA.pdf (Дата обращения: 18.11.2022)
Вяземский Е.Е., Евладова Е.Б. Учителю истории о «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и педагогических подходах к ее реализации // Преподавание истории в школе. – 2015. – С.3 – 11.
Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят Государственной Думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. – М., 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (Дата обращения: 18.11.2022)
Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроках // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 8. – С. 18-22.
Историко-культурный стандарт. – М., 2013. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3483 (Дата обращения: 18.11.2022)
Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории. – М., 2014 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf (Дата обращения: 18.11.2022)
Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. –М.: Педагогика. - 1980. – 240с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.studmed.ru/pidkasistyy-pi-samostoyatelnaya-poznavatelnaya-deyatelnost-shkolnikov-v-obuchenii-teoretiko-eksperimentalnoe issledovanie_aa723ce2c89.html (Дата обращения: 18.11.2022)
Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379. (Дата обращения: 18.11.2022)
Организацию самостоятельной деятельности можно подразделить на 3 формы работы:
Классно-урочная система известна тем, что все учащиеся одновременно участвуют в учебной деятельности. Она может принимать форму как фронтальной беседы, так и самостоятельной работы в классе под непосредственным контролем и руководством учителя. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:
все учащиеся выполняют общее для всех задание (выполнение практической работы, составление и заполнение таблицы по персоналиям, составление плана-конспекта по учебнику);
учитель дает общий инструктаж к выполнению задания.
Например, памятка «Как составить исторический портрет»:
Становление личности исторического деятеля:
Дата и место рождения.
Среда, семья (воспитание, образование).
Формирование взглядов.
Черты характера. Влияние личных качеств на деятельность описываемой личности.