Особенности оптимизации физического воспитания детей младшего школьного возраста с учетом индивидуальных особенностей организма

Курсовая работа, в которой изучены основные направления оптимизации процесса физического воспитания, рассмотрены подходы к индивидуализации воспитания школьников, изучены индивидуально-типологические особенности учащихся, обусловленные типом консистуции
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
16.08.2022
Объем файла
117 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность. Изучение особенностей физического воспитания школьников приобретает в последнее время особую актуальность. Это связано с рядом негативных признаков, проявляющихся в увеличении числа хронических заболеваний, снижении уровня здоровья и физической подготовленности детей. Физическое воспитание, призванное укреплять здоровье учащихся, имеет устойчиво низкую эффективность.

В связи с этим для повышения эффективности физического воспитания современные ученые предложили новые подходы по формированию физической культуры личности, реализации основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания, концепции физкультурного воспитания, оздоровительной направленности уроков физической культуры, технологий дифференцированного физкультурного образования.

Содержание:
Введение
1 Теоретико-методическое обоснование проблемы оптимизации физического воспитания детей младшего школьного возраста с учетом их индивидуальных особенностей
1.1 Основные направления совершенствования процесса физического воспитания школьников
1.2 Психолого-педагогические подходы к индивидуализации процесса физического воспитания детей
1.3 Индивидуально-типологические особенности личности, обусловленные типом конституции, и их влияние на развитие физических качеств
2 Экспериментальное исследование эффективности методики индивидуализации на уроках физической культуры для оптимизации физического воспитания
2.1 Организация, материалы и методы экспериментального исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Список использованных источников

Список использованных источников

1. Бальсевич, В. К. От физической культуры к созданию отечественной системы спортивного образования в школе / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева. – Текст : непосредственный // Евразийский форум. – 2009. – № 5. – С. 153–168.

2. Волосач, И. В. Дифференциация и индивидуализация обучения в теме физического воспитания / И. В. Волосач. – Текст : непосредственный // Альманах современной науки и образования. – 2008. – № 4 (11). – С. 54–57.

3. Иванькова, Ю. А. Технологический подход к урокам физической культуры / Ю. А. Иванькова. – Текст : непосредственный // Научный результат. – 2017. – Т. 3. – Вып. 14. – С. 42–47.

4. Лубышева, Л. И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л. И. Лубышева. – Текст : непосредственный // Вестник ПГГПУ. – 2016. – № 8. – С. 44–54.

5. Лях, В. И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В. И. Лях. – Текст : непосредственный // Теория и практика физической культуры. – 2010. – № 9. – С. 25–39.

6. Погудин, С. М. Оценка оздоровительной эффективности физической подготовки и направления ее индивидуализации у школьников / С. М. Погудин, Д. В. Фонарев. – Текст : непосредственный // Вестник Удмуртского университета. – 2017. – Т. 27. – Вып. 2. – С. 241–249.

7. Хасанова, Т. Ю. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры / Т. Ю. Хасанова. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика. – 2016. – № 13. – С. 224–226.

8. Евсеев, Ю. И. Физическая культура : учебное пособие / Ю. И. Евсеев. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 444 с. – ISBN 5-222-02559-4. – Текст : непосредственный.

9. Коваленко, Н. В. Роль непрерывного физического воспитания в развитии школьников и сохранении их здоровья : учебное пособие / Н. В. Коваленко. – Новокузнецк : Издательство МОУ ДПО ИПК, 2003. – 70 с. –

Текст : непосредственный.

10. Единак, Г. А. Определение «ведущих» двигательных способностей юношей 16 и 17 лет мышечного соматотипа / Г. А. Единак, Текст : непосредственный // Физическое воспитание и школьная гигиена : тезисы IV Всесоюзной конференции. – Москва, 1991. – С. 63–67.

11. Основные закономерности и типологические особенности роста и физического развития / В. Д. Сонькин [и др.]. – Текст : непосредственный // Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. – Москва : Образование от А до Я, 2000. – С. 31–59.

12. Румянцева, Ю. Ю. Актуальные проблемы современного физкультурного образования / Ю. Ю. Румянцева, В. В. Зотин. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : Материалы Международной научно-практической конференции, 30–31 января 2019 г., Чебоксары ; Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. – Чебоксары, 2019. – С. 66–69.

13. Хасанова, Т. Ю. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры / Т. Ю. Хасанова. – Текст : непосредственный // Психология и педагогика. – 2016. – № 13. – С. 224–226.

14. Зайцева, В. В. Методология индивидуального подхода в оздорови-тельной физической культуре на основе современных информационных техно-логий : автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Зайцева Валентина Викторовна ; Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. – Москва, 1995. – 47 с.

15. Коваленко, Н. В. Роль непрерывного физического воспитания в развитии школьников и сохранении их здоровья : учебное пособие / Н. В. Коваленко. – Новокузнецк : Издательство МОУ ДПО ИПК, 2003. – 70 с. – Текст : непосредственный.

16. Максимова, Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения / Т. М. Максимова. – М. : ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.

17. Физическое воспитание детей и подростков : учебное пособие / ответственный редактор Б. Н. Никитский ; Московский областной педагогический институт. – Москва : МОПИ, 2003. – 59 с. – Текст : непосредственный.

18. Зайцев, Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Г.К. Зайцев. - СПб, 1998. - 48 с

19. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры : учебное пособие / А. М. Максименко. – Москва : Физкультура и спорт, 2005. – 544 с.– ISBN 5-9746-0029-0. – Текст : непосредственный.

20. Бальсевич, В. К. От физической культуры к созданию отечественной системы спортивного образования в школе / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева. – Текст : непосредственный // Евразийский форум. – 2009. – № 5. – С. 153–168.

21. Лубышева, Л. И. Концепция спортизации в системе физкультурного образования / Л. И. Лубышева. – Текст : непосредственный // Вестник ПГГПУ. – 2016. – № 8. – С. 44–54.

22. Запара, В. Н. Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочное время / В. Н. Запара. – Текст : непосред-ственный // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 1. – С. 79–83.

23. Распуткина, Т. С. Принципы индивидуализации в физическом воспитании школьников / Т. С. Распуткина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 8 (67). – С. 58–61.

24. Румянцева, Ю. Ю. Актуальные проблемы современного физкультурного образования / Ю. Ю. Румянцева, В. В. Зотин. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : Материалы Международной научно-практической конференции, 30–31 января 2019 г., Чебоксары ; Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. – Чебоксары, 2019. – С. 66–69.

25. Манжелей, И. В. Воспитательный потенциал спортивной среды / И. В. Манжелей, К. М. Гура. – Текст : непосредственный // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи : материалы 5-й Международной научно-практической конференции, 21–24 марта 2019 г., Омск ; Омский государственный технический университет. – Омск, 2019. – С. 75–78.

26. Киреева Софья Владимировна, Половодов Игорь Валентинович Психолого-педагогические проблемы физического воспитания школьников // Наука-2020. 2019. №6 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-problemy-fizicheskogo-vospitaniya-shkolnikov (дата обращения: 03.02.2022).

27. Пигарева, О. А. Индивидуализация и дифференциация на уроке физической культуры / О. А. Пигарева. – Текст : непосредственный // вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 2 (38). – С. 116–122.

28. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. - Казань : «СФИФТ», 1982. – 214 с.

29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 357 с.

30. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – Т. 1. – 412 с.

31. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. – М. : Педагогика, 1990. – 192 с

32. Бехтерев, В. М. Психика и жизнь : в 2 т. / В. М. Бехтерев. – СПб. : Психология, 1999. – Т. 1. – 199 с.

33. Богина, Т. Л. Укрепляйте здоровье ослабленных и часто болеющих детей / Т. Л. Богина, Л. С. Усова // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 6. – C. 9-12.

34. Брехман, И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И. Брехман. – М. : Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.

35. Кузнецова, 3. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников / 3. И. Кузнецова // Физическая культура в школе. - 1975. -№1.-С.7-9 .

36. Громбах, С. М. Социально-гигиенический аспект оценки состояния здоровья детей и подростков / С. М. Громбах // Вестник Академии мед. наук СССР. - 1984. - № 4. - С. 75-80.

37. Тихвинский, С. Б. Детская спортивная медицина / С. Б. Тихвинский, С. В. Хрущев. – М. : Медицина, 1980. – 440 с

38. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья : методологические аспекты / А. Г. Щедрина. – Новосибирск : СО РАМН, 2003. – 164 с.

39. Сердюков, О. Э. Дифференцированный подход при дозировании физических нагрузок на уроках физкультуры / О. Э. Сердюков // Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях : материалы международной науч.-практ. конф. – Улан Удэ : Бурятское кн. изд-во, 1991. – С. 167–169.

40. Пташинская, Г. А. К вопросу о дифференцированном обучении на уроках физической культуры в школе / Г. А. Пташинская // Физическое воспитание детей и подростков. - М. : МОПИ им. Н. К. Крупской, 1973. – Вып.З. – С. 109–114.

41. Антропова, А. П. Индивидуализация процесса осуществления здоровьесберегающих функций физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Антропова ; УралГАФК. – Челябинск, 1999. – 24 с.

42. Единак, Г. А. Индивидуализация процесса развития двигательных качеств юношей 15-17 лет разных соматических типов на уроках физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Единак ; РГАФК. – М., 1992. – 25 с.

43. Козин, Е. А. Дифференцированная методика физического воспитания старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики : автореф. дис. ... канд. пед.наук / Е. А. Козин ; Дальневост. гос. акад. физ. культ. – Хабаровск, 2008. – 26 с.

44. Лобанова, Ю. О. Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет различных типов телосложения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. О. Лобанова; Инст. возр. физ. РАО. – М., 2006. – 21 с.

45. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

46. Русалов, В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий / В. М. Русалов. – М. : Народное образование, 1979. – 174 с.

47. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. – М. : АПН РСФСР, 1961. – 535 с.

48. Вяткин, Б. А. Психология познания индивидуальности / Б. А. Вяткин, С. Ю. Жданова. – М. : «МОДЭК», – 2007. – 336 с.

49. Амонашвили, Ш. А. «Здравствуйте дети!» / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Просвещение, 1983. – 208 с.

50. Абросимова, Л. И. Детская спортивная медицина / Л. И. Абросимова / под ред. С. Б. Тихвинского, С. В. Хрущева. – М. : Медицина, 1998. – 341 с.

51. Башкиров, П. Н. Учение о физическом развитии человека / П. Н. Башкиров. – М. : Изд-во МГУ, 1962. – 278 с.

52. Дорохов, Р. Н. Спортивная морфология : учебное пособие для высших и сред. спец. завед. физ. культуры / Р. Н. Дорохова, В. Н. Губа. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с.

53. Безруких, М. М. Возрастная физиология : физиология развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, 153 B. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

54. Фомин, Н. А. Возрастные основы физического воспитания : учебное пособие / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – Москва : Физкультура и спорт, 2002. – 175 с. – Текст : непосредственный.

55. Беляев, А. Н. Физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста различных конституционных типов : дис. ... канд. пед. наук / A. Н. Беляев ; ВГАФК. – Волгоград, 2000. – 191 с.

56. Жуков, О. Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14-17 лет / О. Ф. Жуков, С. П. Лёвушкин // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 2. –С. 59–61.

57. Козин, Е. А. Дифференцированная методика физического воспитания старших дошкольников различных соматотипов на основе применения средств спортивной акробатики : автореф. дис. ... канд. пед.наук / Е. А. Козин ; Дальневост. гос. акад. физ. культ. – Хабаровск, 2008. – 26 с.

58. Лобанова, Ю. О. Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет различных типов телосложения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю. О. Лобанова; Инст. возр. физ. РАО. – М., 2006. – 21 с.

59. Безруких, М. М. Возрастная физиология : физиология развития ребенка : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, 153 B. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

60. Дорохов, Р. Н. Спортивная морфология : учебное пособие для высших и сред. спец. завед. физ. культуры / Р. Н. Дорохова, В. Н. Губа. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 236 с.

61. Штефко, В. Г. Схемы клинической диагностики конституциональных типов : учебное пособие / В. Г. Штефко, А. Д. Островский. – Москва : Наука, 1929. – 79 с. – Текст : непосредственный.

62. Саливон, И. И. Способ определения типов телосложения человекам по комплексу антропометрических показателей / И. И. Саливон, В. А. Мельник. – Текст : непосредственный // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2015. – № 1. – С. 93–98.

63. Мельник, В. А. Методика определения типов телосложения детского населения по комплексу антропометрических показателей : учебно-методическое пособие / В. А. Мельник, И. И. Саливон ; Гомельский государственный медицинский университет. – Гомель : ГомГМУ, 2013. – 36 с. – Текст : непосредственный.

64. Кылосов, А. А. Оценка взаимосвязи показателей телосложения, компонентного состава тела и физической подготовленности школьников 13–14 лет / А. А. Кылосов, З. С. Варфоломеева, А. Л. Стрелюк. – Текст : непосредственный // В мире научных открытий. – 2016. – № 1 (73). – С. 108–123.

65. Соколов Василий Валерьевич, Грязнов Игорь Юрьевич, Гусев Евгений Николаевич Оптимизация физического состояния обучающихся в режиме учебного дня общеобразовательной школы // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-fizicheskogo-sostoyaniya-obuchayuschihsya-v-rezhime-uchebnogo-dnya-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращения: 14.04.2022).

66. Моргачёв О.В. ОБОСНОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ // ЗНиСО. 2019. №5 (314). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-gigienicheskoy-optimizatsii-organizatsii-fizicheskogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-na-osnove-differentsirovannoy (дата обращения: 14.04.2022).

67. Глазкова Г.Б., Парфенова Л.А. Моделирование физического воспитания учащихся среднего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья на основе компетентностного подхода // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-fizicheskogo-vospitaniya-uchaschihsya-srednego-shkolnogo-vozrasta-s-otkloneniyami-v-sostoyanii-zdorovya-na-osnove (дата обращения: 14.04.2022).

68. что то  про тсо в фк.

69. Ревенко Евгений Михайлович ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И УЧЁТ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №3 (193). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualizatsiya-fizicheskogo-vospitaniya-i-uchyot-tipologicheskih-svoystv-nervnoy-sistemy-obuchayuschihsya (дата обращения: 16.04.2022).

70. Жуков, О. Ф. Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе физического воспитания школьников / О. Ф. Жуков, В. А. Гончаров, Н. Ю. Глухова. – Текст : непосредственный // Вестник спортивной науки. – 2009. – № 8. – С. 41–42.

71. Кылосов, А. А. Оценка взаимосвязи показателей телосложения, компонентного состава тела и физической подготовленности школьников 13–14 лет / А. А. Кылосов, З. С. Варфоломеева, А. Л. Стрелюк. – Текст : непосредственный // В мире научных открытий. – 2016. – № 1 (73). – С. 108–123.

Вопрос индивидуализации процесса физического воспитания на сегодняшний день очень актуален, так как уровень физической подготовленности учащихся одного класса существенно различается. Это связано с экологической обстановкой, ухудшением здоровья детей, их интересов. А эффективность обучения, в свою очередь, зависит от индивидуального подбора средств, методов, форм организации занятий для каждого ученика.

Индивидуализация предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ученика в условиях группировки детей в пределах одного класса по определенному признаку, выражается в подборе учебных заданий и способов их решения в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика. Это позволяет улучшать физические показатели, воспитывать положительные качества и способности детей.

В педагогической практике наряду с понятием «индивидуальный подход» существует понятие «дифференцированный подход». Оно представляет форму организации обучения, при которой дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на сходных типичных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение, различное по сложности, методам и приемам работы.