Формирование коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время уже не оставляет сомнения тот факт, что детей с расстройствами аутистического спектра становится все больше (что подтверждается растущей с каждым годом статистикой).
Без специализированной помощи до 95-97% детей с расстройствами аутистического спектра становятся тяжелыми психическими инвалидами. Связь аутичного ребенка с близким человеком и с социумом в целом нарушена, и осуществляется не так как у детей с иными ограничениями здоровья. В тоже время, в случае раннего начала коррекционной работы в специально созданных условиях, удается повысить уровень жизни ребенка с расстройствами аутистического спектра и его семьи, добиться существенного повышения уровня социальной адаптации и снижения процента инвалидизации детей.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………...................................................
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра …..
1.1. Общая характеристика расстройств аутистического спектра у детей младшего школьного возраста …………………….........................................................................
1.2. Особенности коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра.......................................................
1.3. Характеристика психолого-педагогических условий формирования коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра……………………………………………………...
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра........…………………………………………………………………
2.1. Организация, подбор методик и проведение исследования…………………………..
2.2.Разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы по формированию коммуникативной деятельности у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра…………………………………………………….
2.3. Анализ результатов исследования (констатирующий и контрольный эксперимент)…
Заключение…………………………………………………………………………………….
Литература………………………..............................................................................................
Приложение
1. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Е.И. Алексеева, С.В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 3. – С. 33–37.
2. Аникушина, Е.А. Применение альтернативных средств коммуникации (пиктограмм) в обучении детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Е.А. Аникушина, // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» СПб., 27–29 нояб. 2013 г. – СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. – С. 129–133.
3. Асикритова, Е.А. Использование дополнительной, альтернативной и поддерживающей коммуникации при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (из опыта работы) [Текст] / Е.А. Асикритова, Е.А. Перешеина, Л.М. Соловьева // Материалы международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Спб., 27–29 нояб. 2013 г. – СПб. : Изд-во НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», 2014. – С. 134–138.
4. Баенская, Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Никольская О.С. – Изд. 8-е – М. : Теревинф, 2014. – 288 с.
5. Баенская, Е.Р. Дети и подростки с аутизмом: Психологическое сопровождение / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2011 – 224 c.
6. Богдашина, О. Аутизм: определение и диагностика [Текст] / О. Богдашина. Донецк: Лебедь, 1999. – 124с.
7. Бонди, Э. Мифы и неверные представления, связанные с PECS [Текст] / Э. Бонди // «Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра». Сборник статей. СПб. : Издательско – Торговый Дом «Скифия», 2016. – С. 153–212.
8. Бонди, Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS [Текст] / Э. Бонди, Л. Фрост. – М. : Теревинов, 2011. – 416 с.
9. Волосовец, Т. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом / Т.В. Волосовец, А.В.Хаустов // Логопедия.-2005. №1.-С.70-74.
При обучении ребенка пониманию речи в рамках поведенческой терапии используется метод «отдельных проб». Состоит он из отдельных блоков-проб, которые состоят из:
Различительный стимул (discriminative stimulus-Sd) – как правило, это словесная инструкция.
Реакция или ответ (response-R);
Последующий стимул (consequence-C), который содержит в себе обратную связь по поводу реакции клиента. Обратная связь может быть позитивной (подкрепляющий стимул) или же корректирующей (повторение инструкции, ответ с поддержкой; затем снова повторение инструкции до тех пор, пока в ответ на Sd не будет получена самостоятельная правильная реакция, которую можно подкрепить) [23, с. 39].