Анализ уровня медиакомпетентности учителей биологии в школах Нижегородского региона
ВВЕДЕНИЕ
С каждым днем, в образовательных учреждениях, все больше внимания уделяют использованию мультимедийных технологий. Они позволяют задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации и по максимуму включить все виды памяти.По данным Г.Л. Бордовского, И.Б. Горбуновой и А.С. Кондратьева, «...внимание во время работы с обучающей программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше».Информационное обеспечение уроков биологии открывает перед учителем перспективу реализации принципиально нового дидактического подхода в обучении, так как дает возможность соединения в одном высказывании письменной и устной речи. На этом фоне обучение созданию компьютерного ролика, мультимедийной презентации позволяет учащимся повысить мотивацию к изучению традиционной темы.Современный учитель – это, прежде всего, специалист, свободно ориентирующийся в информационном пространстве, имеющий необходимые знания и навыки для того, чтобы осуществить поиск, хранение и использование информации, ее трансформацию и видоизменение, работать с разнообразными носителями информации, использовать для этих целей современные технологии, компьютерные коммуникации и системы.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.. 6
1.1 Использование ИКТ на различных этапах урока биологии: компьютер как средство обучения биологии. 6
1.2 Медиакомпетентность: понятие, сущность, проявление. 17
1.3 Методы оценки уровня медиакомпетентности учителей в школах. 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ.. 24
2.1 Методика проведения педагогического эксперимента. 24
2.2 Анализ результатов применения ИКТ на уроках биологии. 26
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ УРОВНЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ В ШКОЛАХ НИЖЕГОРОДСКОГО РЕГИОНА.. 29
3.1 Методика проведения анализа уровня медиакомпетентности учителей биологии 29
3.2 Анализ результатов анализа уровня медиакомпетентности учителей биологии 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 48
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Баевский, В.В. (2018). Информационно-медийная компетентность как необходимое условие развития педагогического творчества [Электронный ресурс]. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 183(8), 284-291. DOI: 10.21638/11701/spbu21.2018.802
Бороненко Татьяна Алексеевна, Кайсина Анна Владимировна, Федотова Вера Сергеевна Оценка медиакультуры учителя как компонента его квалификационного портрета // Образование и наука. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-mediakultury-uchitelya-kak-komponenta-ego-kvalifikatsionnogo-portreta (дата обращения: 06.05.2023).
Васильева, Е.В. (2019). Медиакомпетентность учителя: теоретические и практические аспекты. Москва: Педагогический университет России.
Григорьев, С.Г. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В. Гришкун, Г.А. Краснова // Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. статей. – М.: Просвещение, 2004. – Вып. 2. – С. 56-84.
Григорьева, М. (2018). Медиаобразование: задачи и пути развития в России. Интеллектуальная школа, 5, 35-40.
Губина, Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения [Текст] / Т.Н. Губина // Молодой ученый. – 2012. – №3. – С. 345-347.
Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения [Текст] / А.В. Дворецкая // Школьные технологии. – 2004. – №3. – С. 201.
Ефимов, В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф. Ефимов // Начальная школа. – 2009. – №2. – С. 38-43.
Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности // Медиаобразование. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediagramotnost-kak-strategicheskaya-tsel-mediaobrazovaniya-o-kriteriyah-otsenki-mediakompetentnosti
Медиакомпетентность учителей является одним из ключевых факторов успешной интеграции цифровых технологий в учебный процесс. Современные ученики выросли в цифровой эпохе и ожидают, что учителя будут использовать современные технологии для обучения. Однако не все учителя обладают достаточными знаниями и навыками для эффективного использования цифровых инструментов в учебном процессе.Медиакомпетентность включает в себя знание основных принципов работы с цифровыми технологиями, умение выбирать и использовать подходящие инструменты для конкретных задач, а также способность адаптироваться к новым технологиям и обучаться самостоятельно.Актуальность медиакомпетентности учителей обусловлена не только потребностями современных учеников, но и требованиями качества образования в целом. Использование цифровых технологий позволяет сделать учебный процесс более интересным, эффективным и доступным для всех учеников, в том числе и для тех, кто имеет ограниченные возможности из-за физических или интеллектуальных ограничений.Анализ медиакомпетентности учителей биологии Нижегородского района (на базе МАОУ «Анкудиновская СШ», МАОУ Гимназия №4, МБОУ ПСШ «СОДРУЖЕСТВО», МБОУ ПСШ №2, МБОУ «Школа № 11 имени Г.С. Бересневой», МАОУ «Школа №30 им. Л. Л. Антоновой») показал, что большинство из них имеют определенный уровень знаний и навыков работы с современными медиаинструментами, но при этом существуют различия в использовании этих инструментов и методов обучения среди учителей. В современном мире бесспорным становится факт о том, что современные учителя биологии должны обладать высокой медиакомпетентностью, чтобы эффективно осуществлять учебный процесс в современной информационно-технологической среде.