Коррекционно-развивающая работа по формированию предметно-игровых действий у детей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Ведущей деятельностью на начальных этапах обучения детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью является предметная деятельность, которая является базой для дальнейшего всестороннего развития детей. В процессе овладения предметными действиями, у ребенка формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Предметная деятельность обогащает чувственный опыт, учит быть внимательным к тому, что окружает.
В процессе овладения детьми дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью предметными действиями формируются возрастные, психологические новообразования – восприятие, внимание, память, мышление и речь. Предметная деятельность служит основой становления различных видов детской деятельности (общения, игровой, трудовой, учебной и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Теоретический обзор литературы по вопросам изучения предметной деятельности у детей с нормативным развитием и у детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………… 6
1.1 Развитие предметной деятельности у детей с нормативным развитием………………………………………………………………………… 6
1.2 Особенности формирования предметной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью…... 12
1.3 Этапы становления предметной деятельности у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью…………………………………………...15
Выводы по главе 1…………………………………………………………... 19
Глава 2 Эмпирическое исследование уровней сформированности предметно-игровых действий у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью……………………………………………………….. 20
2.1 Организация и методическое обеспечение констатирующего этапа эксперимента…………………………………………………………………… 20
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента…………...24
Выводы по главе 2…………………………………………………………… 26
Глава 3 Формирование предметно-игровых действий у детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью…………….... 27
3.1 Организация и содержание формирующего этапа эксперимента......... 27
3.2 Анализ результаты контрольного этапа эксперимента………………...35
Выводы по главе 3………………………………………………………. …..37
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………………………. 41
Приложение……………………………………………………………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина, О.П., Зарин А.П., Соколова, Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб .: СОЮЗ, 2003.
2. Выгодская Г.Л., Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей / Дефектология, 1974, №5
3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М, 1995
4. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Л.: Уч пед гиз, 1935.
5. Гаврилушкина О.П Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста / О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова. - М., 1991
6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976
7. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов. - М., 2005
8. Гусева Г.М., Методические разработки по основам специальной дошкольной педагогики. - М., 1983
9. Дети с отклонениями в развитии / сост.Н.Д. Шматко.- М., 1997
10. Дьяченко О.М. Психолог в детском дошкольном учреждении. - М., 1996
11. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика: Учебн. пособ. для ст-тов деф. фак – тов педвузов. – Киев: Вища школа, 1995.
12. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей. - М.: Владос, 1999.
13. Забрамная С.Д. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью/ Забрамная С.Д., Исаева Т.Н.- М.: В.Секачев, ТЦ «Сфера», 2007
14. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. Просвещение. 1995
15. Замский Х.С., История олигофренопедагогики. М., 1980
16. Замский Х.С.: Умственно отсталые дети. - М.: Академия, 2008
17. Землянухина Т.М., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982
18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: бук – мастер, 1993
19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998
20. Коррекционная педагогика: Основы обучения воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие под ред. Б.Н. Пузанова. – М., Издательский центр «Академия», 1999
21. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1989
22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пос. для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2003
23. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев//М.: Изд-во «Смысл», 2003
24. Лубовский В.И Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989
25. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. Педагогика - Пресс. М., 1996
26. Марциновская Е.Н. Значение предметно – практической деятельности для обучения и воспитания аномальных дошкольников. – М., Дефектология, 1982, №3
27. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. - М, 1992
28. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики – М., 2006
29. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М.: Педагогика, 1978
30. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, методические рекомендации / Под. Ред. Л.Б. Баряевой и др. – Псков, 1999
31. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Б.П. Пузанова. М., 2001
32. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
33. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофенов / В.Г.Петрова. - М., 1969
34. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002.
35. Программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1986. - № 6
36. Психология лиц с умственной отсталостью Уч - метод. Пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. - Курск. Курск. гос. ун-т , 2007
37.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф-сервис, 1998
38. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003
39. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого дошкольника. – М.: Просвещение, 1986
40. Соколова Н.Д. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа / Дошкольное воспитание аномальных детей. // Под ред. Л.П. Носковой. -М., 1993
41. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие.
Е.А. Стребелева, А.Л. Вегнер, Е.А. Екжанова и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2002
42. Стребелева Е А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А. Стребелева. -М.: Владос, 2008
43. Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. М., 1998
44. Умственная отсталость и ограничение ее от сходных состоянии // Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. -М.: Просвещение, Владос, 1995
45. Умственно отсталый ребенок / под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
46. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
47. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. М., 1995
48. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов/ Г.В. Фадина. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004
49. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005
50. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. - СПб.: Издательство «Союз», 2004
51. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960
Ребенок с умственной отсталостью проходит те же стадии развития предметной деятельности, что и ребёнок с нормативным развитием. Однако у детей с умственной отсталостью предметная деятельность имеет свои особенности.
Исследователи выделяют следующие особенности предметной деятельности у детей с умственной отсталостью:
Дети приступают к выполнению предметных действий без предварительного оценивания условий их выполнения. Например, ребенок берет большую куклу и пытается прокатить ее в маленькой коляске. Он осуществляет множество попыток усадить куклу в коляску, предварительно не проанализировав ситуацию: кукла и коляска не подходят друг другу по величине. У детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью предметные действия сосуществуют с неадекватными действиями, т.е. ребенок со знакомыми предметами и игрушками действует правильно, с незнакомыми - манипулирует.