Формирование временных представлений у третьеклассников на уроках математики
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением измерять, распределять и ценить время. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит без восприятия времени.
Восприятие времени – это отражение деятельности и последовательности явлений и событий. Наше восприятие времени несовершенно: нам кажется, что время течет то быстрее, то медленнее в зависимости от того, чем заполнен тот или иной промежуток времени.
Дети начинают знакомиться со временем еще в дошкольный период. Они знают, что день сменяется ночью, есть разные времена года. Если ребенок каждодневно повторяет определенные действия, тогда он имеет представление о времени.
Формирование временных представлений у учащихся начальной школы имеет огромное жизненно-практическое, обучающее и воспитательное значение. Школьников нужно не только познакомить с единицами измерения времен
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста 15
Выводы по Главе 1 23
Глава 2. Методические основы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста 24
2.1 Этапы, методы и приемы формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста 24
2.2 Педагогические трудности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста 31
2.3 Методика формирования временных представлений в начальном курсе математики по программе «Перспектива» 38
Выводы по Главе 2 46
Список литературы 47
Список литературы
Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - 4-е изд. – М.: Академический Проект, 2003. - 704 с.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2016. - 455 c.
Бодалев А. А. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. - М., 2007. - 192 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1998. - 388 с.
Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М, 1991. - 390 с.
Гусев В.А. Теория и методика обучения математике: психолого-педагогические основы / В.А. Гусев. - М.: Бином, 2013. - 456 c.
Дубровина И.В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2001. - 510 с.
Дубровина И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей / И. В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2017. - 315 с.
Жиенбаева Н.Б. Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте / Н. Б. Жиенбаева, А.М. Измайлова // Молодой ученый. - 2018. - № 11 (197). - С. 116-119.
Козловский С.Н. Методика обучения математике: Учебное пособие / С.Н. Козловский. - СПб.: Лань, 2015. - 512 c.
Колягин Ю.М Математика: Эксперим. материалы: Рос. ин-т непрерыв. образования. - М.: РИНО, 1998. - 319 с.
Комогорцева И.С. Психологическое время личности ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов: автореф. канд. дис. - М., 1993. - 22 с.
Крамаренко А.О. Формирование у школьников младших классов представлений о времени и его измерении // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2013. - С. 103-111.
Луцковская С.Д. Психологические условия стан
Школьнику очень важно уметь оперировать категорией времени, которая может определять их успешность как в учебной деятельности, так и в обычной жизни. Временную компетентность младших школьников относят к индивидуальной особенности их познавательной сферы, и педагогу важно обращать внимание на это в учебном процессе.
У каждого ребенка имеется своя качественная характеристика временных представлений, которые зависят от уровня развитости у ребенка сенсорных эталонов, полученных в раннем и дошкольном детстве в результате его общения с окружающим миром и, следовательно, получения собственного опыта. Временной образ формируется у ребенка постепенно, начиная с раннего детства, и далее развивается в процессе обучения, в том числе, на уровне начального образования. Глубину и целостность овладения временными представлениями относят к одному из основных критериев образованности человека [Семаго, с. 101].
Временные представления младших школьников являются неот