Экспериментальная работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках литературного чтения
Введение
Принятие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) поспособствовало значительным изменениям и повлекло за собой масштабный пересмотр устоявшейся образовательной системы, что, в свою очередь, в позволяет педагогам выстроить образовательный процесс по-новому.
Новые стандарты имеют в своей основе характерную особенность – деятельный подход в сфере образовании, который в первую очередь направлен на гармоничное развитие личности обучающегося. Главным аспектом деятельного подхода является формирование универсальных учебных действий, которые делятся на четыре вида – личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные. В Федеральном государственном образовательном стандарте впервые было введено понятие универсальных учебных действий и именно они являются главной составляющей каждого учебного процесса.
Процесс формирования «универсальных учебных действий», позволяет развивать «умение учиться», способность личности к с
Оглавление
Введение 3
1.Экспериментальное исследование развития коммуникативных УУД младшего школьника на уроках литературного чтения 9
1.1. Исходное состояние и проблемы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 9
1.2. Разработка комплекса занятий по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения 26
Заключение 40
Список литературы 45
Приложения 49
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 49
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ №3 50
Список литературы
Арефьева О.М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М.Фрефьева// Начальное образование. 2012
Асмолов А.Г. Бурменская Г. В, Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Бурменская И. А. Володарская и др. // Просвещение, 2011 – 284 с.
Аюпова, Э.И. Формирование коммуникативных навыков 13.00.01: дисс. …канд. пед. .наук: 13.00.01: / Э.И.Аюпова. – М.,
Бондырева, С.К., Мурашов, A.A. Коммуникация. От диалога межличностного к диалогу межкультурному: учеб. пособие / С.К. Бондырева. - М. : Изд-во МПСИ; Воронеж, 2007. - С. 5-66.
Ермолаева, М. В. Младший школьник как субъект коммуникативной деятельности. Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» Dubna Psychological Journal / М. В Ермолаева. - №1, с. 81-92, 2015
Ершов, П.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп./ П.М Ершов - М. 2001
Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. — Ижевск, 2018.
Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. — М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2019 – 136 с.
Зверинцев, А.Б. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011 – № 4 – С. 78-83.
Золотнякова, А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов, 1979 с. 323
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008. С. 10- 15.
Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие- 5-е изд.-М.: Флинта: Наука, 2003.-496с.
Кравчук,
Результаты диагностики показали, что 3 человека (9%) из общего количества обучающихся имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений. Данная группа детей показала что способна вступать в коммуникацию, знает и владеет правилами речевого этикета, имеют достаточный словарный запас в соответствии со своим возрастом. Средний уровень выявлен у 19 человек (59%) из класса, тем самым у обучающихся выявлены проблемы в развитии и поддержании диалогов, а также аргументации своей точки зрения и не частое использование правил речевого этикета (недостаточное использование вежливых слов при обращении к участникам, возникали резкие/грубые высказывания в адрес одноклассников). Но обучающиеся, отнесенные к данному уровню, активно принимали участие в дискуссии и были заинтересованы в процессе. Низкий уровень был выявлен у 10 человек (31%), что свидетельств