Коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. ФГОС ДО определяет ценностные ориентиры сущности образовательного процесса на этапе первоначального общего образования, среди которых развитие коммуникативных многогранных учебных действий. Коммуникативные действия создающий общественную компетентность и учёт убеждений остальных людей, партнёров по деятельности или общению; умение выслушивать другого человека и вступать в диалог; участвовать в совместном рассмотрении проблем; вливаться в сообщество ровесников и создавать продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ровесниками и старшими.
Все русские народные сказки начинаются со слов «Жили-были…». Психологи отмечают, что эти глаголы отражают две самые существенные потребности человека – потребность в самосохранении и потребность в самоопределении. С такими простыми кумулятивными сказками дети обычно знакомятся ещё в годовалом возрасте.
Детство каждого ребёнка связано с миром ролевых игр, которые способны прийти на помощь ребёнку в усвоении н
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Теоретический анализ понятия «коммуникативное развитие» 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникации у детей дошкольного возраста 25
Вывод по 1 главе 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ КОММУНИКАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Диагностика уровней сформированности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Программа театрализованных мероприятий у детей старшего дошкольного возраста 49
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 60
Выводы по 2 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст]/О. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2020. - № 4. – С. 19-20.
2. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. [Текст]/Е.А. Антипина. - М.: Просвещение, 2018. – 182 с.
3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] /Л.В. Артемова. - М.: Педагогика, 2021. – 210 с.
4. Бойков, Д.И., Бойкова, С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда. [Текст] /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. - СПб: Союз, 2019. - 352 с.
5. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу. [Текст] /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Наука, 2019. – 144 с.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2021. – 150 с.
7. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений. [Текст] /Л.С. Выготский. Т. 2. – М.: Педагогика, 2017. – 480 с.
8. Гарбузов, В.И. От младенчества до отрочества. [Текст] /В.И. Гарбузов. – СПб.: Питер, 2018. – 200 с.
9. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. [Текст] /Под ред. Л.А. Венгера. - М., 2019. – 160 с.
10. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. [Текст]/А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2т. – М., 2017. – Т.1. – 240 с.
11. Зимина, И. Театр и театрализованные игры в детском саду. [Текст] /И. Зимина // Дошкольное воспитание. – 2020. - № 4. – С. 42-44.
12. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации. [Текст] / Сост. Е.Л. Трусова. – М.: Просвещение, 2021. – 155 с.
13. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2018. - 284 с.
14. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников. [Текст] / С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 2017. – 128 с.
15. Князева, О.Л. Программа социально-эмоционального развития дошкольника «Я – ты – мы». [Текст] /О.Л. Князева. – М.: Мозаика–синтез, 2018. – 200 с.
16. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика. [Текст] /С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2020. – 180 с.
17. Леонтьев, А.А. Психология
Дети устремлены в первую очередь, именно на таких же, как и они по возрасту ребят. Также речь идет о внеситуативном характере коммуникации. Ребенок проявляет особую чувствивательность к влиянию других детей. Он становится более гибким в общении, старается найти общие точки соприкосновения. Равенство партнеров в общении - это то, на чем стоит сделать в данном случае акцент.
Как говорит в своих многочисленных исследованиях А.М. Счастная, дети в детском саду отмечают большое желание, интерес к постоянному общению. Но есть дети, у которых в детстве обнаружены некоторые сложности и проблемы при общении с другими людьми. Что касается школьников, то они большое внимание при этом уделяют именно атрибутам игрового процесса, тогда как дошкольники интересуются взаимоотношениями между игроками. Также ребенок в детском саду не так часто обращается к взрослым людям, для того чтобы справиться со спорными ситуациями. И это говорит о важном факторе в развитии социальной сферы детей.