Методика на проявление тревожности учащихся начальных классов

В курсовой работе раскрыты ключевые понятия исследования «тревога», «тревожность»; выявлены особенности и причины проявления тревожности детей младшего школьного возраста
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
15.08.2022
Объем файла
108 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний – тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.

Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как резкая смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка требуют мобилизации его познавательных и личностных ресурсов, с чем ребенок не всегда может справиться без должной поддержки учителя и родителей и при неблагоприятном стечении обстоятельств это приводит к повышенному уровню тревожности.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….........................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………...............6
Психологические и психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………….............6
Особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….....7
Сущность и характеристика понятий тревога и тревожность.….......…………………………………………………………….…...13
Особенности проявления и причины тревожности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………..………….15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………………18
ГЛАВА II. ИСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.……………………………………....19
2.1. Организация исследования выявления уровня тревожности………………19
2.2. Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников………………………………………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….....27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ Г. С.Абрамова. – 5-е изд. – М.: Академический проект: Алма Матер, 2005. – 702с.
  2. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. //Школа и психологическое здоровье учащихся /Под ред. С.М. Громбаха. – М.:Медицина, 1988.- 48 с.
  3. Аракелов, Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, 2002,№2, с.34-38.
  4. Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал.- 1992.-  №5.
  5. Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
  6. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин. – СПб., 2008. – 288 с.
  7. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.:1997.-298 с.
  8. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: ЮНИТИ, 1984. - С. 37.
  9. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 2001. – 368 с.
  10. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 1983 год.
  11. Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
  12. Изард, И. К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
  13. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
  14. Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. — Алма-Ата, 2004.
  15. Кочубей, Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// Семья и школа, 1988г., №7.
  16. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс​ших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
  17. Левина, И.Л. Школьная адаптация, и ее нарушения. - Новокузнецк: ИПК.,2002.
  18. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2001.
  19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 456с.
  20. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М., 2000.
  21. Прихожан, А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика / А.М.Прихожан // Школьный психолог. – 2004. – № 8. С. 16 – 22.
  22. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В.М. Астапов.- СПб., 2001. –с. 143-156.
  23. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова, И.Б. – СПб., 2002. С.47-60.
  24. Савина, Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.
  25. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л. Бурлачук, С.Морозов.- СПб.,2003.
  26. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1974.

В первое время младших школьник ещё не знаком с содержанием конкретных учебных предметов, у него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются в процессе изучения грамматики, математики и других предметов. Постепенно у детей складывается подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Если ребёнок проходит этот этап безболезненно, это свидетельствует о хорошей готовности к школе и исключает нежелательные негативные последствия.

Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка значительно зависит от домашней обстановки в семье. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там где родители живут в разладе. В таких семьях родители мало знают о своих детях, их интересах, нет никакой системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Видимая "свобода" оказывается, в сущности, бесконтрольностью, результатом безразличного отношения к ребенку Ребенок чувствует себя неуютно. Он избегает общения с родителями. В семьях со здоровый психологическим климатом, где наблюдается бережное, уважительное отношение родителей и личности ребенка, дети оказались с нормальной самооценкой.