Методика на проявление тревожности учащихся начальных классов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний – тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении.
Особенно актуальна данная проблема в младшем школьном возрасте, так как резкая смена социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка требуют мобилизации его познавательных и личностных ресурсов, с чем ребенок не всегда может справиться без должной поддержки учителя и родителей и при неблагоприятном стечении обстоятельств это приводит к повышенному уровню тревожности.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….........................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………...............6
Психологические и психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста……………………………………………………………………….............6
Особенности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….....7
Сущность и характеристика понятий тревога и тревожность.….......…………………………………………………………….…...13
Особенности проявления и причины тревожности у детей младшего школьного возраста……………………………………………………..………….15
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ……………………………………………………………18
ГЛАВА II. ИСЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.……………………………………....19
2.1. Организация исследования выявления уровня тревожности………………19
2.2. Анализ результатов диагностики тревожности младших школьников………………………………………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…….....27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….28
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ Г. С.Абрамова. – 5-е изд. – М.: Академический проект: Алма Матер, 2005. – 702с.
- Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе. //Школа и психологическое здоровье учащихся /Под ред. С.М. Громбаха. – М.:Медицина, 1988.- 48 с.
- Аракелов, Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. //Психологический журнал, 2002,№2, с.34-38.
- Астапов, В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги.// Психологический журнал.- 1992.- №5.
- Батурина, Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
- Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин. – СПб., 2008. – 288 с.
- Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.:1997.-298 с.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: ЮНИТИ, 1984. - С. 37.
- Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : учеб. пособие для студ. вузов / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 2001. – 368 с.
- Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб.соч. Т.5.-М.: Педагогика, 1983 год.
- Габдрева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
- Изард, И. К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
- Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2001
- Кисловская, В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. — Алма-Ата, 2004.
- Кочубей, Б. Детские тревоги: что, откуда, почему?// Семья и школа, 1988г., №7.
- Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. К90 Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. -464с.
- Левина, И.Л. Школьная адаптация, и ее нарушения. - Новокузнецк: ИПК.,2002.
- Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб., 2001.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. –М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 456с.
- Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн.: Книга 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М., 2000.
- Прихожан, А.М. Тревожность: явление, причины, диагностика / А.М.Прихожан // Школьный психолог. – 2004. – № 8. С. 16 – 22.
- Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В.М. Астапов.- СПб., 2001. –с. 143-156.
- Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова, И.Б. – СПб., 2002. С.47-60.
- Савина, Е. Тревожные дети. // Дошк. Воспитание. 1996., № 4.
- Словарь-справочник по психодиагностике. / Л. Бурлачук, С.Морозов.- СПб.,2003.
- Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1974.
В первое время младших школьник ещё не знаком с содержанием конкретных учебных предметов, у него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются в процессе изучения грамматики, математики и других предметов. Постепенно у детей складывается подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Если ребёнок проходит этот этап безболезненно, это свидетельствует о хорошей готовности к школе и исключает нежелательные негативные последствия.
Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка значительно зависит от домашней обстановки в семье. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там где родители живут в разладе. В таких семьях родители мало знают о своих детях, их интересах, нет никакой системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Видимая "свобода" оказывается, в сущности, бесконтрольностью, результатом безразличного отношения к ребенку Ребенок чувствует себя неуютно. Он избегает общения с родителями. В семьях со здоровый психологическим климатом, где наблюдается бережное, уважительное отношение родителей и личности ребенка, дети оказались с нормальной самооценкой.