Ключевое слово любовь в художественной прозе с.т. аксакова
ВВЕДЕНИЕ
Сергей Тимофеевич Аксаков занимает значительное место в истории отечественной культуры. Он автор таких известных произведений, как «Аленький цветочек», «Детские года Багрова-внука», «Семейная хроника», «Воспоминания» и др. Художественное слово (язык) писателя, родившегося в Башкирии, воплощает собой классический образ русского мира середины XIX века, сохраняющий свой мировой и национальный статус и в XXI веке, отражая важнейший этап развития русского литературного языка. С.Т. Аксаков, наряду с А.С. Пушкиным, мастер русского слова, произведения которого являются эталоном русского языка. Многие современники признавали язык С.Т. Аксакова совершенным. Книги Сергея Тимофеевича Аксакова проникнуты удивительным, чисто аксаковским, «чувством природы».
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 8
1.1. Понятие ключевого слова как компонента художественного текста 8
1.2. Любовь как ключевое понятие художественного мира С.Т. Аксакова 18
1.3. Семантическая структура лексемы любовь ……………………………….24
1.4. Виды любви………………………………………………………………….29
Выводы по первой главе………………………………………………………...34
ГЛАВА II. ВИДЫ ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ С.Т. АКСАКОВА ….37
2.1. Инстинктивная любовь…………………………………………………...39
2.2. Чувственная любовь 46
2.3. Любовь как влечение к чему-либо 53
Выводы по второй главе………………………………………………………...58
ГЛАВА III. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СЛОВЕСНОСТИ «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.Т. АКСАКОВА» В 9 КЛАССЕ…………………………………………………...60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ………………………………………………94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аверьянов Л.Я. Контент-анализ: учеб.пособие. М., 2009. – С. 456., 456
Аксаков, С.Т. Семейная хроника / С.Т. Аксаков. – Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1983. – С. 174.
Альберони Ф. Дружба и любовь / Ф. Альберони. – М., 1990., 227
Анненкова Е.И. Аксаковы (преданья русского семейства). СПб.: Наука, 1998. 366 с.
Анненкова Е.И. Творческий путь Сергея Тимофеевича Аксакова // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М.: Худож. лит., 1986.
Баранов Е. В. Определение любви через понятие внутреннего ценностного отношения // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2019. № 3. С. 36–38
Барт Р. Мифологии. М., 1996.
Богданов В.А. Аксаков С.Т. Избранные сочинения / В.А. Богданов. – М.: Современник, 1982. – 846 с.
Будагов Р.А. Слова-ключи // Язык и культура. Хрестоматия: В 3 ч. – Ч. 1. – М., 2002. - С. 63-68.
Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. – 310 с.
Войтловская Э.Л. С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Документальные очерки. Л.: Дет. лит. – 1982.
Ивин А.И. Философия любви / А.И. Ивин. – М., 1990. – С. 189-190.
Ильин, И.А. Будущее принадлежит благодарным сердцам [Текст] / И. А. Ильин // Родина. – 1990. – № 12. – С. 85-86.
Караулов Ю.Н. / Русский язык и языковая личность. - 4-е изд., стер. - М.: УРСС, 2004. – 261 с.
Караулов Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. - М.: Наука, 1981. – 366 с.
Караулов Ю.Н. Об «Идиоглоссарии Достоевского» // Мир русского слова, 2006. №4. – С.40.
Караулов Ю.Н. Понятие идиоглоссы и словарь языка Достоевского // Слово Достоевского 2000. Сб. статей / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. Виноградова / Под ред. Ю.Н. Караулова и Е.Л. Гинзбурга. М., 2001.
Караулов Ю.Н., Гинзбург Е.Л. Язык и мысль Достоевского в словарном отображении // Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта. Вып. 1. М., 2001. – С. 898-901.
Чаще всего такая любовь сопровождается ревностью. Манией можно назвать пересечение эроса и людуса. Это любовь-наваждение, в которой невозможно заполучить желаемое. Греки считали такое чувство наказанием богов [53, 258].
«Прагма» – прочная любовь. Это любовь, которая проверена временем, но продолжает созревать и развиваться. Она вышла за рамки физического влечения, превзошла спонтанность и с течением времени переросла в уникальную гармонию. Это чувство спокойное и благоразумное. Если в мании самодержавно царят чувства, а разум подчинен им, то в прагме наоборот – царит разум, а чувства покорны ему. Прагмик сознательно руководит своим чувством. Он хорошо относится к близкому, помогает ему раскрыть себя, облегчает жизнь, остается преданным ему в испытаниях. Прагму можно найти среди супружеских пар, которые вместе уже долгие годы, или среди друзей, дружба которых выдержала испытания на протяжении десятилетий [53, 258 - 259].