Особенности звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Введение
Актуальность исследования. Речь всегда была неотъемлемой частью взаимодействия людей, поэтому занимает одну из важнейших позиций жизнедеятельности. С самого рождения младенец подает признаки жизни первым криком. Ведь, речь - это один из компонентов выражения эмоций, переживаний, волнений, социализации и т.п. Поэтому речевое развитие ребенка остается и продолжает находиться в тесной взаимосвязи со всеми важными психическими процессами.
Речь человека развивается соответственно формированию структур головного мозга. Равно как и прочие психические функции, речевое развитие способно становиться объектом различных патологий. Ученые, а именно Е.Ф.Архипова, Г.В.Бабина, Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова и другие, отмечают увеличение количества детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. В последнее время количество детей, имеющих аномалии в формировании речи, в концепции обучения детей дошкольного возраста постоянно увеличивается.
Оглавление
TOC \h \u \z Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗВУКОПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ………………………………………………………………..…………………….7
1.1.Понятие “фонетико-фонематическое недоразвитие речи”, специфика проявления нарушения………………………….………………………………..7
1.2. Характеристика звукопроизношения у детей в норме……………………10
1.3. Характеристика речи детей. Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФНР…………………………………………………………….16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ …………………………………………………………………………………….26
2.1 Цель и задачи констатирующего эксперимента……………………………………………………………………..26
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования …………………………………………………………………………………….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………….36
Список литературы:
1. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст] /С. Е. Большакова. – М. : ТЦ Сфера, 2005, 160 с.
2. Бродская, Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста [Текст] /Ю. В. Бродская // Вопросы дошкольной педагогики. –2016. – № 1. – С. 27–31.
3. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] : учеб. пособие / Александр Гвоздев. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1948. – 121 с
4. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Гуровец, С.И.Маевская. – М. , 1983. – 67c
5. Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. Давид. – М. : Просвещение, 1972. – 86с.
6. Зябкина, Е.А. Формирование звукопроизношения в онтогенезе / Е.А. Зябкина. – Текст : электронный // Актуальные вопросы в науке и практике. – Самара, 2018. – Ч. 3. – С. 86-89.
7. Калашникова, И. Л. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у старших дошкольников / И.Л. Калашникова // Логопед. – 2013. – март.107с.
8. Левина, Р. Е. «Основы теории и практики логопедии». [Текст] /Под редакцией Р. Е. Левиной – М. : Просвещение, 1968. - 367с
9. Логопедия /Под ред. Л.С.Волковой - М.: 2009 - 680 с.
10. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. [Текст] / Г. М. Лямина. – М. :Академия, 2000.
11. Маяцкая, Н.К. К проблеме фонетико-фонематического недоразвития дошкольников [Текст] / Н.К. Маяцкая // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 1-2. – С. 67-70.
12. Мелехова, Л.В. Речь дошкольника и ее исправление. / Мелехова, Л.В., Фомичева, М.Ф. – М.: Просвещение. 1967. – 96с.
Здесь ребенок без каких либо усилий употребляют в своей речи сложные структуры слов, например, “брошюра”, “достопримечательность” и другие.
К пятилетнему возрасту дети должны освоить правильное произношение вполне всех фонем речи. У них увеличивается число простых распространенных фраз при речевой деятельности, а также сложных структур предложений. При формировании фразы дети употребляют все основные части речи.
Звукопроизношение характеризуется:
ребенок начинает отмечать специфические особенности речи у других детей
может замечать свои недостатки речи
полная готовность к правильному фонематическому восприятию и произношению всех фонем родного языка
в норме у детей должны правильно звучать такие согласные звуки, как [р] и [л].