Развитие пространственного мышления четвероклассников на основе работы с геометрическими телами
Введение
В настоящее время все более возрастает потребность общества во всесторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем интеллектуальных способностей, которая способна не только адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям, но и создавать нечто новое, обеспечивающее общественный прогресс. Описанную выше личность нельзя представить себе без развития пространственного мышления.
Развитие пространственного мышления играет большую роль как во всестороннем и умственном развитии учащихся, так и в формировании специальных умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Пространственное мышление является жизненно важным навыком, без которого человеку было бы трудно не только решать какие-либо задачи, требующие проведения пространственного анализа, но и ориентироваться в действительном пространстве, что сделало бы невозможным его адаптацию в социуме.
Важность формирования пространственного мышления младших школьников также отражается в требованиях Федерального
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития пространственного мышления младших школьников 6
1.1. Сущность понятия пространственного мышления и особенности его развития у младших школьников 6
1.2. Возможности геометрического материала в формировании пространственного мышления младших школьников 11
1.3. Виды упражнений на развитие пространственного мышления в учебниках математики для начальной школы 14
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Эмпирическое исследование развития пространственного мышления четвероклассников на основе работы с геометрическими телами 21
2.1. Диагностика уровня развития пространственного мышления четвероклассников 21
2.2. Опыт формирования пространственного мышления четвероклассников на основе работы с геометрическими телами 27
2.3. Результаты экспериментальной работы 32
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Литература 39
Приложения 40
Список использованной литературы
Андрейчик, Н. С. К вопросу о проблеме выявления уровня развития пространственного мышления младших школьников / Н. С. Андрейчик // Педагогика начального образования: традиции и инновации: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 27–28 апреля 2017 года / Под общей редакцией Е.Н. Землянской. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017. – С. 318-323.
Аргинская И.И. Математика: методическое пособие / И.И. Аргинская. – Москва : Центр общего развития, 2000. – 108 с.
Баданова Т.А. Методика формирования пространственного мышления учащихся при изучении геометрии на основе синергетического подхода / Т.А. Баданова, А.Г. Баданов // Школьные технологии. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 119-123.
Белоусова А. Г. Пространственное мышление как умственная деятельность / А. Г. Белоусова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2018. – № 11. – С. 13-16.
Блонский П. П. «Избранные педагогические произведения» / П. П. Блонский. – Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1961. – 691 с.
Венгер Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – Москва : Педагогика, 2018. – 117 с.
Выготский Л.С. «Развитие высших психологических функций». / Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 2020. – 328 с.
Голубева Н.И. Опыт изучения ориентировки ребёнка в пространстве на первом году жизни. // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей / Н.И. Голубева. – М: Известия АПН РСФСР, 1991. – 223 с.
Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. / М. А. Гончарова, С. Н. Забородская, В. Ф. Шорстова // Вестник науки. – 2021. – № 5. – С. 27-33.
Запорожец А.В. Избранные психологические исследования: В 2-х т / А.В. Запорожец. – Москва: Педагогика, 1986. – 296 с.
Знаменская Н.В. Психологические критерии эмоционального развития детей дошкольного возраста / Н.В. Знаменская // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 2(3
В данном учебно-методическом комплексе предполагается начать развитие пространственного мышления учащихся со знакомства с основными геометрическими фигурами и изучения их свойств. Дети знакомятся с простейшими чертежными и измерительными приборами, такими как карандаши, линейка, циркуль и т.п. Материал представлен программой отдельно для каждого класса. Таким образом, развитие пространственного мышления, происходит с формированием первичных пространственных представлений о геометрических объектах.
Работа с геометрическими объектами совмещается с арифметическими задачами. Первоначально геометрические фигуры используются в к