Формирование самооценки у младших школьников на уроках технологии
Введение
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Современное направление образования в нашей стране ориентировано на признание права обучающегося на реализацию своей индивидуальности и всестороннее развитие здоровой, самостоятельной и творческой личности. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования одним из условий развития личности, способной к самоактуализации и готовой к высокой социальной мобильности, выступает адекватная самооценка.
Вопросам самооценки посвящено достаточно много исследований. Теоретические и практические аспекты изучения темы отражены в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Долгова, А.В. Захарова, А.И. Липкина, М.И. Лисина, В.С. Мухина К. Роджерс, Л.И. Чернышова, Д.Б. Эльконин и другие).
Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы становление самооценки у младших школьников 6
1.1. Самооценка младшего школьника как элемент учебной деятельности 6
1.2. Взаимосвязь оценки и самооценки младшего школьника 10
1.3. Возможности формирования самооценки учащихся начальной школы на уроках технологии 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2 Изучение особенностей формирования оценки и самооценки в младшем школьном возрасте на уроках технологии 18
2.1. Диагностика уровня развития самооценки у младших школьников экспериментального класса. Анализ результатов 18
2.2. Формы и методы работы учителя технологии по развитию самооценки у детей младшего школьного возраста 23
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Список литературы
Агафонова, Е.В. Особенности самооценки младших школьников / Е.В. Агафонова, В.В. Белёва, В.В. Нечепуренко // Развитие инструментов управления научной деятельностью. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 189-191.
Азимова, Р.Н. Социально-психологическая природа самооценки и ее нравственный аспект / Р.Н. Азимова // Известия АПАз ССР, 1969. – № 3. – С.56-61.
Алентьева, Е.И. Формирование адекватной самооценки у младших школьников / Е.А. Алентьева, Ю.Ю. Курбангалиева, Н.О. Дубченкова // Гуманитарные исследования. – 2014. – № 4. – С. 113-118.
Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л., 1968.
Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – М.: 2012. – 125 с.
Базюкина, Е.В. Формирование навыков адекватной самооценки у учащихся начальной школы на уроках технологии / Е.В. Базюкина // Социальные отношения. – 2019. – № 2. – С. 33-47.
Белобрыкина, О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: Автореферат канд. психол. наук / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск, 2000.
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитания / Р. Бернс. – М., 1986.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 1968.
Братчикова, Ю.В. Особенности формирования самооценки младших школьников / Ю.В. Братчикова, С.А. Просекова // Личность в современном мире. Сборник научных статей. Уральский государственный педагогический университет, Институт психологии. Екатеринбург, 2016. – С. 33-38.
Васинская, Н.В. Формирование самооценки младших школьников в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО / Н.В. Васинская, Н.А. Кузнецова // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2016. – № 1-1 (5). – С. 130-132.
Велиханова, Н.Ф. Теоретические аспекты особенностей формирования самооценки младших школьников / Н.Ф. Велиханова // Актуаль
Учебная деятельность – это особый вид активной деятельности учащихся, который направлен на самоизучение, на изменение школьниками самих себя как субъектов обучения. В рамках учебной деятельности происходит формирование у учащихся определенных целостных видов деятельности и соответствующих им способностей (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) [38]. Одним из основных признаков учебной деятельности является ее успешность. Учащиеся получают информацию об успешности своей деятельности посредством оценочной деятельности учителя. Оценка знаний, умений и навыков рассматривается в дидактике как процесс определения количественных и качественных показателей теоретической и практической подготовленности обучаемых в соответствии с существующими оценочными требованиями. В соответствии с основными положениями теории учебной деятельности, оценочная деятельность вызывает потребность у ученика получать информацию о соответствии качества знаний и умений требованиям программы. Оценочная деятельность служит средством контроля успеваемости учащихся, а также способом формирования их адекватной самооценки.
Итак, успешность ребенка в учебной деятельности является одним из значимых факторов, оказывающих влияние на формирование самооценки ребенка, особенно в младшем школьном возрасте. Т.Г. Рейхерт отмечает, что на формирование самооценки младших школьников в учебной деятельности влияет множество факторов, среди которых: социальный статус семьи школьника, мотивы учебной деятельности, материальная база школы, уровень квалификации учителей,