Труд в природе как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Скачать отлично выполненную дипломную работу на тему: "Труд в природе как средство формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста". В которой раскрыты сущностные характеристики понятия «самостоятельность» в психолого-педагогическом контексте. Показаны особенности и содержание труда в природе детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования. В работу также включено объемное приложение по теме исследования.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
18.12.2024
Объем файла
313 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
3120 руб.
3900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – это значимый этап в жизни каждого ребенка, так как именно данный период является наиболее сензитивным в контексте всестороннего развития. В первую очередь, в дошкольном детстве активно происходит формирование представлений ребенка об окружающей действительности, достаточно быстрым темпом развиваются познавательные процессы, необходимые в процессе жизнедеятельности (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение). Кроме того, именно в дошкольном возрасте происходит становление основных черт характера и нравственных качеств, складывается система мировоззрения и ориентиров, основных моральных норм. Учитывая тот факт, что современное общество является достаточно динамичной системой, то есть находится в постоянном развитии, перед педагогами учреждений дошкольного образования стоит непростая задача формирования гармоничной всесторонне развитой личности ребенка, способной не только активно участвовать в социальной жизни, но также обладающей умением твор

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ 7

1.1 Сущностные характеристики понятия «самостоятельность» в психолого-педагогическом контексте 7

1.2 Особенности и содержание труда в природе детей дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования 12

1.3 Психолого-педагогические особенности развития детей дошкольного возраста 21

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ 30

2.1 Выявление исходного уровня сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе 30

2.2 Организация системы работы по формированию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе 37

2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе труда в природе 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ А 51

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53

ПРИЛОЖЕНИЕ В 55

ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63

ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66

ПРИЛОЖЕНИЕ Е 69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. – М. : Академия, 2010. – 192 с.

2. Белоус, А. Н. К вопросу об особенностях представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых / А. Н. Белоус // Проблемы формирования социально-психологической готовности личности к труду. – Минск : Высшая школа, 1999. – С. 4–13. 

3. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович // Проблема формирования личности. – М. : Москва-Воронеж, 1997. – 438 c.

4. Болотникова, О. П. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6–7 лет / О. П. Болотникова, О. А. Еник, А. А. Ошкина // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 22.

5. Буре, Р. С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания : учеб.-метод. пособие / Р. С. Буре. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 139 с.

6. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-синтез, 2014. – 80 с.

7. Бутенко, Н. В. Формирование основ творческой самостоятельности дошкольника в процессе продуктивной деятельности / Н. В. Бутенко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 2. – С. 76–77.

8. Воспитание дошкольника в труде / под ред. В. Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1999. – 208 с.

9. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. – М. : Просвещение, 1999. – 160 с.

10. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – М. : Союз, 2006. – 134 с.

11. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо, 2005. – 1136 с.

12. Гурина, И. А. Проблема развития познавательной самостоятельности как качества личности в отечественной психологии / И. А. Гурина, О. В. Шпак // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. – С. 12–18.

13. Гусарова, Е. Н. Формирование самостоятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е. Н. Гусарова, Е. А. Соколова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 1. – С. 110–112.

14. Доронова, Т. Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 3. – С. 40–44.

15. Дуброва, В. П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье : метод. рекомендации / В. П. Дуброва. – М. : Просвещение, 1985. – 220 с.

16. Жарова, Л. В. Учить самостоятельности / Л. В. Жарова. – М. : Педагогика, 1992. – 98 с.

17. Зебзеева, В. А. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста / В. А. Зебзеева // Наука сегодня: теория, практика, инновации. – М. : Олимп, 2016. – С. 332–339.

18. Козлова, С. А. Дошкольная 

Развитие памяти в дошкольном возрасте занимает доминирующую позицию среди всех познавательных процессов, так как именно память, сохраняя воспринимаемые ребенком образы, является основой развития других когнитивных функций. Специфической особенностью памяти детей младшего и начала среднего дошкольного возраста является ее непроизвольный характер. Далее в среднем дошкольном возрасте характер памяти детей меняется, появляются элементы произвольного запоминания. Как отмечают С. А. Козлова и В. С. Мухина, «задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут воспроизведения, припоминания того или иного материала. П