Исследование эффективности развития личности младшего школьника
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня государство уделяет особое внимание вопросам создания условий для становления творческой, самостоятельной личности, способной принимать на себя ответственность, принимать значимые решения, адекватно действовать и общаться в социуме. В Федеральном Государственном стандарте начального образования отмечается, что приоритетной задачей современной школы является развитие гармоничной личности ребенка, его социальной и гражданской компетентностей, формирование у нее основ активной жизненной позиции.
Сегодня актуальна личность молодого человека, который ценит себя и окружающих, уверен в своих возможностях, способен реализовать собственный потенциал, удовлетворять свои основные потребности, самостоятельно действовать, определяться со своими приоритетами, принимать независимые решения, отвечать за их последствия, ориентироваться в новой среде, приспосабливаться к новым необычным условиям, отстаивать собственные интересы и т.д.
Анализ научной литературы свидетельствует, что
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1. Развитие личных качеств младшего школьника 6
1.2. Формы эффективного взаимодействия при развитии личности младших школьников 10
1.3. Диалогическая культура как средство развития личности 13
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 19
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик. Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 19
2.2. Описание этапов и содержания программы занятий, направленная на развитие личности младшего школьника в процессе диалогического обучения 29
2.3. Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 2020. -С. 150-152.
Белоусова В.А., Говорун В., Киселева Л.А. Воспитание культуры поведения учащихся // В.А. Белоусова - М.: Просвещение, 2016. – 193 с.
Бильдина Н.А. Структура и содержание понятия культуры поведения младших школьников / Вестник МГАК. - 2018. ˗˗ № 42. - С. 249-257.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2019. - 144 с.
Василькевич Х.М. Самооценка и этичное поведение в младшем школьном возрасте / Х.М. Василькевич. - Сборник трудов Института психологии имени Г.С. Костюка АПН - Т. 5, ч. 1. - М., 2020.
Вашуленко М.С. Формирование речевой личности младшего школьника в условиях перехода к 4-летнему начальному обучению // Начальная школа. - 2021. - №1. - С.13-17.
Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Сбор.соч. - Т.1. – М.: Просвещение. 2018. С. 98-101.
Гнездилов А.В. Дым старинного камина // А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2019. - 290 с.
Горева В.М. Воспитание культуры поведения школьников // В.М. Горева - М.: Просвещение, 2020.- С.3-25.
Демидчик Г. Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников средствами служебных частей речи: Автореф. дис. на соискание степени кандидат пед. наук: спец. 13.00.02 «Теория и методика обучения» / Г. Демидчик - М., 2021. 26с.
Желанный А.В. Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста // Научный вестник Николаевского государственного университета имени В. А. Сухомлинского. Сер. Педагогические науки. ˗˗ 2014 ˗˗ Вып. 1.45. ˗˗ С. 20-24.
Зверева И.Д., Коваль Л., Фролов П.Д. Диагностика нравственной воспитанности школьников: Учеб. пособие // И.Д. Зверева - М.: ИСДО, 2015. - 203 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии // Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2020. - 246 с.
Ивашина Е.В. Азбука этикета общения: для учащихся 2-3
В последнее время современная школа все больше стала опираться на построение процесса обучения на его интерактивные формы и рассматривает их как основу личностного развития учащихся. Интерактивность, понимаемая как непосредственный диалог, приобретает сейчас особое значение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих (передающих) на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
В ряде научных исследований (М. Бахтин, М. Библер, M. Бубер, В. Зимня, В. КанКалик и др.) отмечается, что тенденция развития интерактивного обучения напрямую связана с введением в учебный процесс диалога как одного из наиболее эффективных форм общения и познавательной деятельности