Мотивация к обучению истории в средней школе

В дипломной работе раскрыта сущность понятий «педагогическая технология», «мультимедийная технология»; рассмотрено использование медиатеки в учебном процессе; определена мотивация к обучению истории в средней школе.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
15.08.2022
Объем файла
161 Кб
Количество страниц
65
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Повышение мотивации учащихся к учению является задачей первостепенной важности, которая стоит перед сегодняшней системой общего среднего образования в Республики Беларусь.

Проблема формирования мотивации у школьников достаточно полно представлена в психолого-педагогических исследованиях советских, а также современных белорусских и российских ученых. Существенный вклад в изучение психологических основ мотивации, актуальных проблем ее формирования в процессе обучения внесли А.К. Маркова, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, И.И. Богданович, С.В. Панов, А.А. Корзюк и другие. На частнодидактическом уровне проблема повышения мотивации школьников к изучению истории рассматривалась в методических публикациях белорусских педагогов-практиков В. Ракутя, И. Антиповой, Н. Демидовой и других.

Так, с точки зрения советского психолога А.Н. Леонтьева, потребность становится мотивом в результате обнаружения своего предмета и его побудительной и направляющей функций.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6

1.1 Сущность понятий «педагогическая технология», «мультимедийная технология» 6

1.2 Медиатека как одно из направлений внедрения мультимедийных технологий 9

1.3 Использование медиатеки в учебном процессе 13

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 18

2.1 Мотивация к обучению истории в средней школе 18

2.2 Медиатека как метод повышения мотивации к обучению истории в средней школе 25

ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТНАЯ МЕДИАТЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 29

3.1 Актуальность создания медиатеки в современной школе 29

3.2 Разработка медиатеки по учебному предмету «Всемирная история» 32

3.3 Разработка медиатеки по учебному предмету «История Беларуси» 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / Г.И. Щукина [и др.]; под общ. ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  2. Алешин, Л.И. Медиатека – интерактивная среда подготовки высококвалифицированных специалистов / Л.И. Алешин, Л.Л. Батова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elbib.ru/article/view/207/206. – Дата доступа: 08.03.2022.
  3. Ананьева, М.А. Роль эмоционального настроя в мотивации обучения на уроках истории / М.А. Ананьева, М.Т. Скоробогатова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 1 (2). – С. 265-267.
  4. Андрианова, Л.М. Медиатека в образовательном учреждении: метод. пособие / Л.М. Андрианова, Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПБ «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. – 100 с.
  5. Антипова, И. Развитие познавательной деятельности на уроках истории / И. Антипова, С, Малиновская-Грек, В. Петрина, Ж. Слонимская // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2013. – № 2. – С. 41-48.
  6. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе: вучэб. дапам. / І.І. Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009. – 286 с.
  7. Беловский, Г.Г. Мультимедийные технологии : лабораторный практикум / Г.Г. Беловский, В.М. Зеленкевич. – Минск: БГПУ, 2009. – 178 с.
  8. Виды и классификации мотивов познания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rae.ru/monographs/77-2803. – Дата доступа: -8.03.2022.
  9. Горелова, Е.В. Медиатека в школе: возможности и перспективы использования / Е.В. Горелова // Педагогическая информатика. – 2006. – № 3. – С. 28-31.
  10. Дзямідава, Н. Стварэнне ўмоў для развіцця станоўчай матывацыі навучання гісторыі / Н. Дзямідава // Беларус. гістарыч. часоп. – 2013. – № 2. – С. 41-48.
  11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
  12. Зуева, Е.М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения: (библиотека-медиатека как инновационная модель библиотек образовательных учреждений) / Е.М. Зуева // Библиотечное дело-XXI век. – 2008. – №2. – С. 87-90.
  13. Использование медиатек, аудио- и видеоматериалов в учебном процессе / М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, А.А. Жидков [и др.] / Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – №2 (35). – С. 124-127.
  14. Иоффе, А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2009. – №6. – С. 4-8.
  15. Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании: учеб.-метод. пособие для педагогов / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2010. – 52 с.
  16. Корзюк, А.А. Создание современной медиатеки как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя истории / А.А. Корзюк // Инновационное государство и инновационный человек. – 2013. – С. 84-87.
  17. Корзюк, А.А. Формирование устойчивого познавательного интереса у учащихся в процессе изучения истории / А.А. Корзюк // Беларус. гістрыч. часоп. – 2015. – № 4. – С. 44-51.
  18. Корзюк, А.А. Формирование устойчивого познавательного интереса учащихся 8-9 классов к изучению истории Беларуси: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / А.А. Корзюк. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 96 с.
  19. Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2000. – 178 с.
  20. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1983. – 311 с.
  21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.В. Орлова. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
  22. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  23. Новый словарь иностранных слов: свыше 25000 слов и словосочетаний / Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦ «Азбуковник», 2008. – 1040 с.
  24. Обуховский, К. Психология влечения личности / К. Обуховский. – СПб.: Речь, 2003. – 132 с.
  25. Основы информационных технологий / С.И. Чубаров, Г.Г. Беловский, В.А. Громыко [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kito.bspu.by/admin-panel/vendor/kcfinder/upload/files/lekzii/%D0%9B%D0%9A4_%D0%9C%D0%9C_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8(1).pdf. – Дата доступа: 08.03.2022.
  26. Паноў, С.В. Навукова-метадычныя аспекты актывізаціі пазнавальнай дзейнасці вучняў пры вывучэнні гісторыі Беларусі ў 8-9 класах: аўтарэф. дыс. … канд. пед. навук: 13.00.02 / С.В. Паноў. – Мінск, 1998. – 22 с.
  27. Пегов, А.А. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (краткий курс лекций) / А.А. Пегов, Е.Г. Пьяных. – Томск: ТГПУ, 2010. – 71 с.
  28. Переточкина, С.М. Новые информационные технологии в учебном процессе / С.М. Переточкина, А.Р. Хафизова // Образование и наука в современных условиях. – Чебоксаы: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 170-172.
  29. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 365 с.
  30. Подольская, А.Д. Мотивация к процессу обучения и изучению предмета «История» у выпускников общеобразовательной школы / А.Д. Подольская // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы. – Барнаул: АГПУ, 2018. – С. 149-151.
  31. Проблема мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ereading.club/chapter.php/98177/11/Metodika_prepodavaniya_psihologii_konspekt_lekciii. – Дата доступа: 08.03.2022.
  32. Пузикова, И.Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Г. Пузикова; Институт средств и методов обучения Рос. акад. образования. – М., 2005. – 23 с.
  33. Ракуць, В. Актывізацыя мыслення школьнікаў як важны рэзерв удасканалення выкладання гісторыі / В. Ракуць // Беларус. гістарыч. часоп. – 1996. – № 4. – С. 132-140.
  34. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 1. – 816 с.
  35. Столяров, Ю.Н. Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой / Ю.Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2006. – №2. – С. 59-63.
  36. Танаева, А.В. Изучение сюжетов повседневной жизни людей как фактор развития мотивации учащихся при обучении истории / А.В. Танаева // Современная педагогика: теория, методика, практика. – М.: Научно-издательский центр «Империя», 2019. – С. 85-89.
  37. Тиунчик, А.А. Влияние ИКТ на повышение мотивации студентов экономических специальностей к изучению математики / А.А. Тиунчик, О.М. Кветко // Формирование организационно-экономических условий для эффективного функционирования АПК. – Минск: БГАТУ, 2021. – С. 265-268.
  38. Французская библиотека в Москве // Библиотековедение. – 2002. – №4. – С. 90-94.
  39. Чайковская, Н.А. Применение мультимедийных технологий при создании электронных учебно-методических комплексов / Н.А. Чайковская, И.А. Печинин // Технологии информатизации и управления. – Минск, 2011. – С. 243-248.
  40. Чернов, А.И. Мультимедийный кабинет истории / А.И. Чернов // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 3. – С. 7-9.
  41. Че, Ю.А. Создание медиатеки в дистанционном обучении» / Ю.А. Че // Создание безбарьерной среды с использованием ИКТ в условиях инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014. – С. 177-180.
  42. Чжао, Ц. Мультимеийные технологии как фактор организационно-технологических изменений библиотек высшей школы / Ц. Чжао // Инновации и инвестиции. – 2020. – №12. – С. 283-286.
  43. Широков, А.Н. Французско-русский словарь информационно-библиотечной и документивной терминологии / А.Н. Широков, Ж.-Ж. Донар. – М.: Тезаурус,2005. – 93 с.
  44. Ястребцева, Е.Н. Медиатека: Как создать в школе медиатеку / Е.Н. Ястребцева. – М.: Информатика и образование,1994. – 47 с.

Отвечая на вопрос, в связи с чем вызвано повышение интереса к проблемам мотивации учащихся, А.Н. Иоффе считал очевидным, что это явление обусловлено нежеланием абсолютного большинства детей учиться в школе. Автор статьи пишет: «Причины данного удручающего явления многообразны, но, по-видимому, многое определяется чрезмерным давлением на детей в дошкольном возрасте и начальной школе. Достаточно сказать, что 80% детей, прошедших через так называемые прогимназии, решительно не хотят идти в школу. Средняя школа, к сожалению, может лишь немного смягчить эту травму, мы можем попытаться вновь заинтересовать ребят проблемой познания, частично преодолеть стойкое отвращение или равнодушие к учебе».

В этой связи предлагаем рассмотреть основные составляющие мотивационного блока из таблицы.

1. Организационная часть

Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.п.); они обращены к учащимся с формулируются от их лица («В результате проведения занятия учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.