Мотивация к обучению истории в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
Повышение мотивации учащихся к учению является задачей первостепенной важности, которая стоит перед сегодняшней системой общего среднего образования в Республики Беларусь.
Проблема формирования мотивации у школьников достаточно полно представлена в психолого-педагогических исследованиях советских, а также современных белорусских и российских ученых. Существенный вклад в изучение психологических основ мотивации, актуальных проблем ее формирования в процессе обучения внесли А.К. Маркова, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, И.И. Богданович, С.В. Панов, А.А. Корзюк и другие. На частнодидактическом уровне проблема повышения мотивации школьников к изучению истории рассматривалась в методических публикациях белорусских педагогов-практиков В. Ракутя, И. Антиповой, Н. Демидовой и других.
Так, с точки зрения советского психолога А.Н. Леонтьева, потребность становится мотивом в результате обнаружения своего предмета и его побудительной и направляющей функций.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 6
1.1 Сущность понятий «педагогическая технология», «мультимедийная технология» 6
1.2 Медиатека как одно из направлений внедрения мультимедийных технологий 9
1.3 Использование медиатеки в учебном процессе 13
ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 18
2.1 Мотивация к обучению истории в средней школе 18
2.2 Медиатека как метод повышения мотивации к обучению истории в средней школе 25
ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТНАЯ МЕДИАТЕКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 29
3.1 Актуальность создания медиатеки в современной школе 29
3.2 Разработка медиатеки по учебному предмету «Всемирная история» 32
3.3 Разработка медиатеки по учебному предмету «История Беларуси» 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие / Г.И. Щукина [и др.]; под общ. ред. Г.И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
- Алешин, Л.И. Медиатека – интерактивная среда подготовки высококвалифицированных специалистов / Л.И. Алешин, Л.Л. Батова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elbib.ru/article/view/207/206. – Дата доступа: 08.03.2022.
- Ананьева, М.А. Роль эмоционального настроя в мотивации обучения на уроках истории / М.А. Ананьева, М.Т. Скоробогатова // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2015. – № 1 (2). – С. 265-267.
- Андрианова, Л.М. Медиатека в образовательном учреждении: метод. пособие / Л.М. Андрианова, Т.В. Лазыкина. – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПБ «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2007. – 100 с.
- Антипова, И. Развитие познавательной деятельности на уроках истории / И. Антипова, С, Малиновская-Грек, В. Петрина, Ж. Слонимская // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2013. – № 2. – С. 41-48.
- Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе: вучэб. дапам. / І.І. Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009. – 286 с.
- Беловский, Г.Г. Мультимедийные технологии : лабораторный практикум / Г.Г. Беловский, В.М. Зеленкевич. – Минск: БГПУ, 2009. – 178 с.
- Виды и классификации мотивов познания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rae.ru/monographs/77-2803. – Дата доступа: -8.03.2022.
- Горелова, Е.В. Медиатека в школе: возможности и перспективы использования / Е.В. Горелова // Педагогическая информатика. – 2006. – № 3. – С. 28-31.
- Дзямідава, Н. Стварэнне ўмоў для развіцця станоўчай матывацыі навучання гісторыі / Н. Дзямідава // Беларус. гістарыч. часоп. – 2013. – № 2. – С. 41-48.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
- Зуева, Е.М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения: (библиотека-медиатека как инновационная модель библиотек образовательных учреждений) / Е.М. Зуева // Библиотечное дело-XXI век. – 2008. – №2. – С. 87-90.
- Использование медиатек, аудио- и видеоматериалов в учебном процессе / М.Н. Гладкова, О.И. Ваганова, А.А. Жидков [и др.] / Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – №2 (35). – С. 124-127.
- Иоффе, А.Н. Мотивация в обучении истории и обществознанию / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2009. – №6. – С. 4-8.
- Кислякова, Ю.Н. Методические рекомендации по использованию мультимедийных средств обучения в специальном образовании: учеб.-метод. пособие для педагогов / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2010. – 52 с.
- Корзюк, А.А. Создание современной медиатеки как условие формирования информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя истории / А.А. Корзюк // Инновационное государство и инновационный человек. – 2013. – С. 84-87.
- Корзюк, А.А. Формирование устойчивого познавательного интереса у учащихся в процессе изучения истории / А.А. Корзюк // Беларус. гістрыч. часоп. – 2015. – № 4. – С. 44-51.
- Корзюк, А.А. Формирование устойчивого познавательного интереса учащихся 8-9 классов к изучению истории Беларуси: пособие для учителей учреждений общ. сред. образования с белорус. и рус. яз. обучения / А.А. Корзюк. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 96 с.
- Короткова, М.В. Наглядность на уроках истории / М.В. Короткова. – М.: Владос, 2000. – 178 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1983. – 311 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.В. Орлова. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
- Новый словарь иностранных слов: свыше 25000 слов и словосочетаний / Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИЦ «Азбуковник», 2008. – 1040 с.
- Обуховский, К. Психология влечения личности / К. Обуховский. – СПб.: Речь, 2003. – 132 с.
- Основы информационных технологий / С.И. Чубаров, Г.Г. Беловский, В.А. Громыко [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kito.bspu.by/admin-panel/vendor/kcfinder/upload/files/lekzii/%D0%9B%D0%9A4_%D0%9C%D0%9C_%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8(1).pdf. – Дата доступа: 08.03.2022.
- Паноў, С.В. Навукова-метадычныя аспекты актывізаціі пазнавальнай дзейнасці вучняў пры вывучэнні гісторыі Беларусі ў 8-9 класах: аўтарэф. дыс. … канд. пед. навук: 13.00.02 / С.В. Паноў. – Мінск, 1998. – 22 с.
- Пегов, А.А. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (краткий курс лекций) / А.А. Пегов, Е.Г. Пьяных. – Томск: ТГПУ, 2010. – 71 с.
- Переточкина, С.М. Новые информационные технологии в учебном процессе / С.М. Переточкина, А.Р. Хафизова // Образование и наука в современных условиях. – Чебоксаы: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 170-172.
- Подласый, И.П. Педагогика: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 365 с.
- Подольская, А.Д. Мотивация к процессу обучения и изучению предмета «История» у выпускников общеобразовательной школы / А.Д. Подольская // Проблемы социально-гуманитарного образования на современном этапе модернизации российской школы. – Барнаул: АГПУ, 2018. – С. 149-151.
- Проблема мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ereading.club/chapter.php/98177/11/Metodika_prepodavaniya_psihologii_konspekt_lekciii. – Дата доступа: 08.03.2022.
- Пузикова, И.Г. Создание и использование школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / И.Г. Пузикова; Институт средств и методов обучения Рос. акад. образования. – М., 2005. – 23 с.
- Ракуць, В. Актывізацыя мыслення школьнікаў як важны рэзерв удасканалення выкладання гісторыі / В. Ракуць // Беларус. гістарыч. часоп. – 1996. – № 4. – С. 132-140.
- Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий : В 2 т. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – Т. 1. – 816 с.
- Столяров, Ю.Н. Что такое медиатека и как она воюет со школьной библиотекой / Ю.Н. Столяров // Школьная библиотека. – 2006. – №2. – С. 59-63.
- Танаева, А.В. Изучение сюжетов повседневной жизни людей как фактор развития мотивации учащихся при обучении истории / А.В. Танаева // Современная педагогика: теория, методика, практика. – М.: Научно-издательский центр «Империя», 2019. – С. 85-89.
- Тиунчик, А.А. Влияние ИКТ на повышение мотивации студентов экономических специальностей к изучению математики / А.А. Тиунчик, О.М. Кветко // Формирование организационно-экономических условий для эффективного функционирования АПК. – Минск: БГАТУ, 2021. – С. 265-268.
- Французская библиотека в Москве // Библиотековедение. – 2002. – №4. – С. 90-94.
- Чайковская, Н.А. Применение мультимедийных технологий при создании электронных учебно-методических комплексов / Н.А. Чайковская, И.А. Печинин // Технологии информатизации и управления. – Минск, 2011. – С. 243-248.
- Чернов, А.И. Мультимедийный кабинет истории / А.И. Чернов // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 3. – С. 7-9.
- Че, Ю.А. Создание медиатеки в дистанционном обучении» / Ю.А. Че // Создание безбарьерной среды с использованием ИКТ в условиях инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями. – Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014. – С. 177-180.
- Чжао, Ц. Мультимеийные технологии как фактор организационно-технологических изменений библиотек высшей школы / Ц. Чжао // Инновации и инвестиции. – 2020. – №12. – С. 283-286.
- Широков, А.Н. Французско-русский словарь информационно-библиотечной и документивной терминологии / А.Н. Широков, Ж.-Ж. Донар. – М.: Тезаурус,2005. – 93 с.
- Ястребцева, Е.Н. Медиатека: Как создать в школе медиатеку / Е.Н. Ястребцева. – М.: Информатика и образование,1994. – 47 с.
Отвечая на вопрос, в связи с чем вызвано повышение интереса к проблемам мотивации учащихся, А.Н. Иоффе считал очевидным, что это явление обусловлено нежеланием абсолютного большинства детей учиться в школе. Автор статьи пишет: «Причины данного удручающего явления многообразны, но, по-видимому, многое определяется чрезмерным давлением на детей в дошкольном возрасте и начальной школе. Достаточно сказать, что 80% детей, прошедших через так называемые прогимназии, решительно не хотят идти в школу. Средняя школа, к сожалению, может лишь немного смягчить эту травму, мы можем попытаться вновь заинтересовать ребят проблемой познания, частично преодолеть стойкое отвращение или равнодушие к учебе».
В этой связи предлагаем рассмотреть основные составляющие мотивационного блока из таблицы.
1. Организационная часть
Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.п.); они обращены к учащимся с формулируются от их лица («В результате проведения занятия учащиеся смогут…»), затрагивают не только знаниевые компоненты, но также области умений, ценностей, отношений.