Изучение проблемы психологической готовности дошкольника к обучению в школе
Введение
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. В настоящее время, в связи со стремительными изменениями в жизни общества, с возросшей потребностью в механизмах адаптации школьников в обществе, в школьном образовании, наряду с сохранением ведущих педагогических традиций и образовательных ценностей, вырабатываются новые подходы и стратегии в обучении, происходят серьёзные преобразования учебных программ [1]. Все более высокие требования подготовки предъявляются к детям, поступающим в первый класс.
Актуальность исследования определяется тем, что психологическая подготовка детей к школьному обучению, включающая всестороннее воспитание и развитие будущих школьников, является одной из наиболее значимых задач дошкольных образовательных учреждений. Новые данные о потенциальных возможностях развития ребёнка в дошкольные годы, углубление понимания широкого спектра осо
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты воспитания психологической готовности дошкольника к обучению в школе 6
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе 6
1.2. Структура и понятие психологической готовности дошкольника к обучению в школе 8
1.3. Методы и средства формирования психологической готовности дошкольника к обучению в школе 13
2. Экспериментальное исследование воспитания психологической готовности дошкольника к обучению в школе 17
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 17
2.2. Описание этапов и содержания программы воспитательной работы, направленной на формирование психологической подготовке дошкольника к обучению в школе 27
2.3. Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложения 41
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. – М.: МГУ, 2018. – 148 с.
3. Вачков, И. В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке: [Для детей 5-6 лет] / И. В. Вачков. - М.: Теревинф, 2018. - 214 с.
4. Венгер, Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 9. – С. 36.
5. Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 2020. – №8. – С. 66–74.
6. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5- 7 лет. / А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 128 c.
7. Ганичева, И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7 лет). – М.: Национальный книжный центр, 2022. – 144 с.
8. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.: МГППУ, 2020 - 4-е изд., переработанное - 68 с.
9. Давыдова О. И., Майер А. А. Организационно-методические условия предшкольной подготовки детей: учебно-методическое пособие: [для руководителей и методистов дошкольно-образовательных учреждений] / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2019. - 155с.
10. Дубровина, Л. А. Практикум психолого-педагогического взаимодействия [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / Л. А. Дубровина. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. – 78 с. – URL: http://e.lib.vlsu.ru:80/handle/123456789/5029 (дата обращения: 12.04.2023).
11. Катаева, Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий / Л. И.Катаева. – М.: Национальный книжный центр, 2021. – 120 с.
12. Кубарева, Л. А. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения / Л. А. Кубарева, Ю. В. Морозова. // Молодой ученый. — 2018. — № 34.1 (168.1). — С. 38-41.
13. Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Этикет: учеб. пособие для прикл. бакалавриата / И. Н. Курочкина; Московский городской педагогический университет .— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Изд-во Юрайт, 2018 .— 122с.
14. Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет/ А. А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2020.- 104с.
15. Останкова, Ю. В. Система
По результатам изучения уровня мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению в контрольной группе были получены результаты: 10 детей (40%) имеют сформированную внутреннюю позицию школьника. 12 детей (48%) имеют интерес к внешней атрибутике школьной жизни (начальную стадию формирования внутренней позиции школьника). У 3 детей (12%) позиция школьника не сформирована.
Обобщенные данные уровня мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению в контрольной группе представлены в таблице 8.
Таблица 8
Обобщенные данные уровня мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению в контрольной группе
Уровень Кол