Использование мнемических приёмов запоминания для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи 3-го уровня
Введение
Актуальность исследования связана с тем, что проблемы связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи являются неотъемлемой частью коммуникативной функции речи на всех жизненных этапах ребенка. Ведь именно в дошкольном возрасте главным и важным является формирование связного высказывания, так как основы его развития закладываются в дошкольный период.
В этом возрасте важно развитие речи и другие психические функции, так как компенсировать их впоследствии уже будет невозможно. Поэтому в речевом воспитании детей центральной и главной задачей становится связное развитие речи. Высокий уровень связной речи, у детей с нормальным речевым развитием, достигается в старшем дошкольном возрасте. Для дальнейшего обучения в школе, важно комплексное и всестороннее развитие личности ребенка. Что касается детей с недоразвитием речи, то у них происходит нарушение формирования речевой системы, которые относятся к смысловой и звуковой стороне, появляются речевые сложные расстройств
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретическая часть 6
1.1 Разновидности речевых нарушений у дошкольников 6
1.2 Современные подходы к развитию связной речи у детей с нарушением речевого развития 11
1.3 Описание эффективности использования мнемонических приемов запоминания 18
Глава 2. Экспериментальная часть 23
2.1 Общая характеристика ДОУ МАДОУ д/с №31 г. Кызыла РТ 23
2.2 Описание эксперимента 27
2.3 Результаты эксперимента 41
Заключение 46
Список использованной литературы 49
Приложение 1 52
Приложение 2 53
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022);
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022).
3. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О некоммерческих организациях»
4. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об автономных учреждениях»
5. Акимова Г. Память-на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.
6. Белинова Н.В., Тивикова С.К., Колесова О.В. Развитие диалогических умений детей в условиях педагогического сопровождения // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 96-101.
7. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 8.
8. Большева Т.В. "Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники". - СПб: Детство-Пресс, 2005.
9. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей (5-7лет) [Текст] : в помощь учителям-логопедам, воспитателям речевых групп и родителям / С. В. Бойкова. – СПб. : КАРО, 2010. – 176 с.
10. Валуева, Я. В. Развитие речи дошкольников с ОНР и использованием методических приемов [Текст] / Я. В. Валуева // Логопед. – № 1. – 2014. – С. 102-112.
11. В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» - М., 2005.
12. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
13. Душка, Н. Д. Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Д. Душка, Н. И. Соколова // Логопед. – 2011. – № 7. – С. 35-51
14. Евстафьева Л.Г. Использование технологии моделирование в развитии связной речи дошкольников // Образование и наука в России и за рубежом. – 2021. – № 3 (79). – С. 88-92.
15. Ерофеева М.М. Пересказ как средство развития связной речи старших дошкольников // Технологии образования. – 2021. – № 4 (14). – С. 18-20
16. Завадская, Т. А. Игры для развития
Есть еще и следующее определение мнемотехники. Мнемотехника - это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Структура мнемотехники представлена ниже на рисунке 5.
Рисунок 5. Структура мнемотехники
По данным рисунка 5 можно сказать, что в структуру мнемотехники входят: мнемодорожки, мнемоквадраты и мнемотаблицы.
Мнемоквадрат- это графическое или частично