Формирование межкультурной компетенции у учащихся старших классов средствами информационно-коммуникационных технологий (на материале английского языка)
Введение
Наблюдая за событиями, происходящими в мире, мы с уверенностью можем сказать, что одной из основных тенденций современности является значительное повышение интереса к иностранным языкам. Появление огромного количества образовательных ресурсов и платформ, онлайн школ, сайтов по подбору репетиторов и даже аккаунтов в социальных сетях, основной направленностью которых является изучение иностранных языков, ясно даёт нам понять два ключевых фактора, характеризующих данную тенденцию. Во-первых, становится очевидно, насколько люди заинтересованы в развитии компетенций, связанных с умением понимать и общаться на том или ином иностранном языке. Во-вторых, информационно-коммуникационные технологии (Интернет ресурсы, приложения, гаджеты и так далее) в значительной мере влияют на процесс обучения и помогают сделать его более быстрым, простым, увлекательным и, отчасти, практикооринентированным.
Однако мы понимаем, что изучение иностранного языка неразрывно связано с погружением в ку
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования межкультурной компетенции у учащихся старших классов посредством использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения
1.1 Сущность и содержание межкультурной компетенции
1.2 Педагогические условия формирования межкультурной компетенции.
1.3 Сущность, классификация и способы применения ИКТ на уроках иностранного языка
1.4 Роль ИКТ в процессе формирования межкультурной компетенции учащихся старших классов
1.5 Отбор содержания обучения при формирования у учащихся старших классов межкультурной компетенции с использованием информационно-коммуникационных технологий
Вывод
Глава 2. Разработка системы упражнений основанных на методике формирования межкультурной компетенции у учащихся старших с классов на материале английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий
2.1 Принципы формирования межкультурной компетенции у учащихся старших классов
2.2 Разработка системы упражнений, направленных на формирование межкультурной компетенции у учащихся старших классов на уроках английского языка
Вывод
Заключение
Список использованных источников
Список использованных источников
Авторефераты диссертаций
Казакова, О.В. Формирование межкультурной компетенции учащихся старших классов (на примере иностранного языка): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Казакова Ольга Владимировна. - Нижний Новгород 2007. - 27 с.
Коротких, Ю.Ю. Формирование межкультурной компетенции старшеклассников на основе учебных лингвокультуроведческих материалов: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Коротких Юлия Юрьевна. - Ижевск 2010. - 25 с.
Тенякова, Е.А. Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Тенякова Елена Александровна. - Чебоксары 2005. - 28 с.
Статьи
Апальков В.Г., Сысоев П.В. Компетентный состав межкультурной компетенции // Вестник ТГУ. - №8. - 2008. - С. 89-93.
Апальков В.Г., Сысоев П.В. Методические принципы формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иностранному языку // Вестник ТГУ. - № 7. - 2008. - С. 254-259.
Волканова Е. В. Комплекс упражнений, направленных на формирование иноязычной этнокультурной компетенции учащихся старших классов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - № 1. - С. 37-47.
Гоначарова В.А., Камышанова А.В. Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции старшеклассников на основе межпредметной интеграции (иностранный язык + Всемирная история XX века) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - №5(71). Ч2. - С. 172-174.
Коляникова Е.В. Межкультурная коммуникативная компетенция как цель обучения иностранному языку старшеклассников // Вестник Череповецкого государственного университета. - № 4. Т.2. - 2013. - С. 110-113.
Коротких Ю.Ю. Межкультурная компетенция старшеклассников как результат соизучения родной и иноязычной культур / Вестник Но
Но если мы обратимся к работам отечественных лингвистов, мы можем сделать вывод о том, что по их мнению компонентный состав межкультурной компетенции отличается от того, который предлагает М. Брайм. С точки зрения А.П. Садохина, например, содержание межкультурной компетенции составляют следующие компоненты:
знание знаков и умение пользоваться знаковыми системами соответствующего социокультурного окружения;
знание и умение пользоваться невербальными средствами коммуникации, узнаваемыми и понимаемыми в данной социокультурной среде;
знание способов связи и умение пользоваться каналами связи, умение аргументировать и понимать смысл действий и поступков своих партнеров по общению.
Соответственно, именно степень владения приведенными выше знаниями, умениями определяет уровень коммуникативной компетентности человека, а также форму взаимодействия с другим(и) участниками процесса коммуникации. Следуя логике, можно сделать вывод о том, что отсутствие ко