Развитие межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно – ролевой игре
ВведениеАктуальность исследования. Человек не может жить, не вступая в контакт с окружающими его людьми. Только в межличностных отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять себя, найти свое место в мире, стать полноценной личностью. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире межличностных отношений, и результаты опыта, приобретенного в этот период, составляют основу его будущей жизни.
Следует отметить, что детский сад играет значительную роль в этом процессе. Именно игровое общение детей в группе детского сада способствует развитию коммуникативных навыков. Известно, что первый опыт взаимоотношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Однако сегодня межличностные отношения дошкольников вызывают тревогу. Это связано с чрезмерной "технологизацией" общественной жизни.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений детей 5-6 лет. 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 9
1.2 Особенности развития межличностных отношений детей 5-6 лет: понятия и сущность. 18
1.3. Влияние сюжетно-ролевых игр на формирование межличностных отношений детей 5-6 лет 24
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию межличностного общения у детей 5-6 лет в сюжетно – ролевой игре. 43
2.1 Диагностика уровня межличностного общения детей 5-6 лет. 43
2.2 Педагогические условия межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре 56
2.3 Сравнительные результаты сформированности межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре. 61
Заключение 66
Библиографический список. 71
Приложения 77
Приложение А.1 77
Апробация результатов исследования 77
Приложение А.2 Справка 78
Приложение Б 79
Приложение Б.1 79
Диагностика уровня межличностного общения детей 5-6 лет 79
Приложение Б.2 81
Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной 81
Приложение Б.3 83
Методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой. 83
Приложение Б.4 86
Методика «Да и нет, не говорите» Е. Е. Кравцовой. 86
Приложение В 88
Программа тематических занятий, игровых упражнений и сюжетно-ролевых игр для развития межличностного общения детей 5-6 лет. 88
Приложение Г 90
Методическая копилка 90
Сюжетно-ролевые игры для формирования межличностного общения детей 5-6 лет. 90
Приложение Д 97
Фотоматериалы (реализация программы по развитию межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно – ролевых играх). 97
список.Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 24 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва, Центр педагогического образования, 2014 г. – 32 с. Интернет ресурс https://www.labirint.ru/screenshot/goods/450407/9/ дата обращения 10.03.2022г.
Акимова, Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7
лет. [Текст] / Г.Е. Акимова. – СПб.: 2002. – 214 с.
Акулова, Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е.И. Акулова //Дошкольное воспитание. – М.: 2009. № 9. – С. 52-58.
Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых [Текст] / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 150 с. — (Открытая наука). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473842 (дата обращения: 27.11.2022).
Бюлер, К. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / К. Бюлер. – М.: Прогресс, 1993. – 528 с.
Васильева, Е.В. Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: / Е.В.Васильева. – РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 //Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/sbornik-syuzhetno-rolevykh-igr-napravlennykh-na-razvitie-obshcheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 9.10.2022г.)
Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] /Л.А.Венгер //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. – С. 32-36.
Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей
дошкольного возраста в художественном ручном труде: Дис. канд. пед. Наук. [Текст] /Т.А.Власова. – Екатеринбург, 2000. – 260 с.
Воспитание детей в игре [Текст] / Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 2007. – 159 с.
Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. Выгодский. – М.: Перспектива. – 2020. – 224 с.
В процессе игрового действия происходит усвоение норм, принятых в коллективной жизни. Например, делиться друг с другом теми же игрушками, вовремя сдерживать свои желания, уважать чужое мнение, уступать товарищу, слушаться советов и проявлять чуткость. Постепенно может сформироваться потребность, объединяясь с товарищами, коллективно воздействовать на тех, кто ведёт себя плохо в группе, нарушает общие правила.
В дошкольный возрастной период начинают формироваться правильные социальные мотивы и чувства. Очень важно внимательно проследить, чтобы дошкольное детство явилось бы периодом, когда выверенное первоначальное воспитание стало бы залогом и основой на всё последующее развитие человека.