Развитие межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно – ролевой игре

Скачать диплом с рассмотрением педагогические условия формирования межличностного общения детей 5-6 лет в процессе сюжетно - ролевых игр.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.12.2024
Объем файла
3836 Кб
Количество страниц
98
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВведениеАктуальность исследования. Человек не может жить, не вступая в контакт с окружающими его людьми. Только в межличностных отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять себя, найти свое место в мире, стать полноценной личностью. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире межличностных отношений, и результаты опыта, приобретенного в этот период, составляют основу его будущей жизни.
Следует отметить, что детский сад играет значительную роль в этом процессе. Именно игровое общение детей в группе детского сада способствует развитию коммуникативных навыков. Известно, что первый опыт взаимоотношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Однако сегодня межличностные отношения дошкольников вызывают тревогу. Это связано с чрезмерной "технологизацией" общественной жизни. 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования межличностных отношений детей 5-6 лет. 9

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 9

1.2 Особенности развития межличностных отношений детей 5-6 лет: понятия и сущность. 18

1.3. Влияние сюжетно-ролевых игр на формирование межличностных отношений детей 5-6 лет 24

Выводы по главе 1 40

Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию межличностного общения у детей 5-6 лет в сюжетно – ролевой игре. 43

2.1 Диагностика уровня межличностного общения детей 5-6 лет. 43

2.2 Педагогические условия межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре 56

2.3 Сравнительные результаты сформированности межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно-ролевой игре. 61

Заключение 66

Библиографический список. 71

Приложения 77

Приложение А.1 77

Апробация результатов исследования 77

Приложение А.2 Справка 78

Приложение Б 79

Приложение Б.1 79

Диагностика уровня межличностного общения детей 5-6 лет 79

Приложение Б.2 81

Методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной 81

Приложение Б.3 83

Методика контекстного общения со взрослым Е.Е. Кравцовой. 83

Приложение Б.4 86

Методика «Да и нет, не говорите» Е. Е. Кравцовой. 86

Приложение В 88

Программа тематических занятий, игровых упражнений и сюжетно-ролевых игр для развития межличностного общения детей 5-6 лет. 88

Приложение Г 90

Методическая копилка 90

Сюжетно-ролевые игры для формирования межличностного общения детей 5-6 лет. 90

Приложение Д 97

Фотоматериалы (реализация программы по развитию межличностного общения детей 5-6 лет в сюжетно – ролевых играх). 97

список.Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. – Москва: ИНФРА-М, 2003. – 24 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва, Центр педагогического образования, 2014 г. – 32 с. Интернет ресурс https://www.labirint.ru/screenshot/goods/450407/9/ дата обращения 10.03.2022г.
Акимова, Г.Е. Психологические особенности развития детей от 2 до 7
лет. [Текст] / Г.Е. Акимова. – СПб.: 2002. – 214 с.
Акулова, Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность [Текст] / Е.И. Акулова //Дошкольное воспитание. – М.: 2009. № 9. – С. 52-58.
Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых [Текст] / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 150 с. — (Открытая наука). — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473842 (дата обращения: 27.11.2022).
Бюлер, К. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] / К. Бюлер. – М.: Прогресс, 1993. – 528 с.
Васильева, Е.В. Сборник сюжетно – ролевых игр, направленных на развитие общения детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: / Е.В.Васильева. – РК Инта: МБДОУ «Детский сад №32 «Родничок», 2017 //Режим доступа: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/sbornik-syuzhetno-rolevykh-igr-napravlennykh-na-razvitie-obshcheniya-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 9.10.2022г.)
Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка [Текст] /Л.А.Венгер //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1978. – С. 32-36.
Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей
дошкольного возраста в художественном ручном труде: Дис. канд. пед. Наук. [Текст] /Т.А.Власова. – Екатеринбург, 2000. – 260 с.
Воспитание детей в игре [Текст] / Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.:Просвещение, 2007. – 159 с.
Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. Выгодский. – М.: Перспектива. – 2020. – 224 с.
 

 В процессе игрового действия происходит усвоение норм, принятых в коллективной жизни. Например, делиться друг с другом теми же игрушками, вовремя сдерживать свои желания, уважать чужое мнение, уступать товарищу, слушаться советов и проявлять чуткость. Постепенно может сформироваться потребность, объединяясь с товарищами, коллективно воздействовать на тех, кто ведёт себя плохо в группе, нарушает общие правила.
В дошкольный возрастной период начинают формироваться правильные социальные мотивы и чувства. Очень важно внимательно проследить, чтобы дошкольное детство явилось бы периодом, когда выверенное первоначальное воспитание стало бы залогом и основой на всё последующее развитие человека.