Экспериментальное изучение особенностей лексического развития детей третьего года жизни с риском возникновения речевых нарушений
ВведениеВ ходе онтогенетического развития у детей постепенно происходит качественное совершенствование и накопление словарного запаса, овладение смысловым значением слова, формируется система форм словосочетаний и отдельных слова, повышается уровень обобщения усваиваемых слов. Всё это является одним из важных требований современной действительности – наличие у ребёнка грамотной речи и развитого словаря.
Вопросу развития лексической стороны речи посвящено большое количество исследований, объясняющих этот процесс с точки зрения психологического, психофизиологического, психолингвистического и лингвистического аспектов. Отечественные и зарубежные педагоги, логопеды, психологи, физиологи, лингвисты и нейропсихологи в своих работах рассматривали формирование речи, её своеобразие, особенности, нарушения, принимая во внимание различные позиции и принципы речевой деятельности.
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей лексического развития детей третьего года жизни с риском возникновения речевых нарушений. 5
1.1 . Лингвистические и психолингвистические представления о лексической стороне языка. 5
1.2. Развитие лексической стороны речи в онтогенезе раннего возраста 8
1.3. Факторы риска возникновения различных речевых нарушений у детей в раннем возрасте 11
Выводы по 1 главе 15
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей лексического развития детей третьего года жизни с риском возникновения речевых нарушений 16
2.1 Организация экспериментального исследования 16
2.2. Методика экспериментального исследования 17
2.3. Ход и результаты экспериментального исследования. 22
2.4 Анализ результатов исследования 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложения 36
Список использованной литературыАрхипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми трех лет жизни. Монография. М.: МГОПУ им. Шолохова РИЦ, 2004.Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов/ Белкина В.Н.- М.: Академический Проект, 2005.— 256 c.
Буянов, М. М. Ребенок из неблагоприятной семьи / М. М. Буянов. – Москва, 1988. – 207 с. – Текст : непосредственный.
Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка: Актуальные проблемы дефектологии. – М., 1992.
Волосовец, Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России / Т.В.Волосовец// Ранняя психолого-медико- педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции. М., 2013
Выготский, Л.С. Основы дефектологии. Спб.: Из-во «Лань», 2003.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961Гирилюк, Т.Н. Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста электронное учебно-методическое пособие к курсу «Технология ранней коррекционной помощи / Т.Н. Гирилюк. – Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов – М.:АСТ: Астрель, 2005Громова, О. Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз / О. Е. Громова. – Москва : Просвещение, 2007. – 228 с. – Текст : непосредственныйДунайкин М.Л. Методические подходы к оценке нервно- психического развития детей первого года жизни /М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология.2002.
Елисеева, М. Б. Лексикон ребенка раннего возраста / М. Б. Елисеева // Речь ребенка: ранние этапы / под ред. С. Н. Цейтлина. – Санкт-Петербург : Балтика, 2000. – 33 с. – Текст : непосредственный.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРТ ЛДТ, 1998
Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественные нарушения звукопроизносительной ее стороны - дизартрии.
Различные заболевания в первые годы жизни ребенка. В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые нарушения различного типа. М.А. Воронкова считает, что особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.
Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
Наследственные факторы.