Эффективные возможности арт-терапии как средства коррекции тревожности школьников и студентов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях динамично меняющегося и нестабильного мира, информационных перегрузок, экономического, экологического и ряда других кризисов, вызовов, перемен, требований, с которыми сталкивается общество и отдельная личность, проблема тревоги и высокого уровня тревожности приобретает особую важность. В связи с этим остро ощущается необходимость использования быстрых, эффективных и конструктивных способов снижения напряжения, коррекции негативных эмоциональных состояний. Большим потенциалом обладает арт-терапия – метод психологической помощи, основанный на использовании средств искусства и творческого самовыражения.Проблема исследования. Вместе с тем специалисты недостаточно знакомы с этим методом, поскольку арт-терапия не так давно стала развиваться в нашей стране. Она мало представлена в программах профессиональной подготовки, чаще всего знакомство с этим психотерапевтическим методом происходит в рамках краткосрочных курсов. Арт-терапия применяется педагогами, художниками, врачами, психологами в самых разных целях – психокоррекции, психотерапии, реабилитации, психодиагностики, для решения педагогических, производственных задач, для самопознания и т.д. Анализ литературы показывает недостаточность научных исследований, в которых представлены результаты психокоррекционной работы с использованием методов арт-терапии для работы с тревожными состояниями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
1. 1. Представления о тревоге и тревожности в психологии
1. 2. Влияние тревожности на продуктивность деятельности
1. 3. Причины и особенности проявления тревожности школьников и студентов
1. 4. Психологические средства коррекции тревожности личности
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
2. 1. Организация диагностического исследования
2. 2. Анализ и интерпретация результатов диагностического исследования
Выводы по первой главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не найдено
Необходимость в совершенствовании подходов к интерпретации детской и юношеской тревожности обусловлена важностью выявления характера ее воздействия на детский организм и своевременного предупреждения возможных негативных последствий такого воздействия. Необходимо постоянно улучшать старые и исследовать новые способы снижения уровня тревожности с помощью разнообразных техник и методик, так как с каждым годом «средний» уровень возрастает тревожности школьников и студентов возрастает. Арт-терапия - действенный способ изучения личности человека, развития его потенциала, психотерапии и психокоррекции. Терапевт, работающий с помощью арт-терапии, должен определить своему клиенту действенную технику и направление предстоящей работы. Правильно подобранная методика поможет человеку найти и понять собственное «Я», а также высвободит собственные внутренние ресурсы и возможности.Как показывают результаты, арт-терапия при профессиональном подходе может достигнуть поражающих результатов. Многие из клиентов, которые узнали об этом методе, в дальнейшем продолжают заниматься творчеством. Одним из основных преимуществ арт-терапии является то, что исцеление, развитие собственного потенциала и обретение внутренней гармонии доступно для каждого. Этот метод не требует специальной подготовки, навыков и талантов. В процессе терапии люди открывают скрытые ранее грани личности, узнают о собственных ресурсах и способностях.Арт-терапия способствует повышению самооценки; учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей; при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки. Занятия арт-терапией дают человеку возможность гармонизировать свое состояние, оказывает положительное влияние на уровень тревожности, является способом противостояния тревоги в обыденной жизни.