Развитие функциональной грамотности обучающихся при реализации текстоориентированного подхода

Скачать дипломную работу на тему: Развитие функциональной грамотности обучающихся при реализации текстоориентированного подхода. В которой определены методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
16.12.2024
Объем файла
178 Кб
Количество страниц
43
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Формирование элементарной грамотности уже не является главной проблемой современной дидактики. Нынешним школьникам для успешного выполнения всех социальных ролей уже недостаточно банального умения читать, писать и выполнять арифметические действия. В условиях глобальной информатизации, невероятного роста потока информации и каналов ее передачи, не является приемлемым давать обучающимся готовый набор знаний, необходимо учить пользоваться знаниями для успешной адаптации в постоянно меняющейся окружающей среде. В связи с этим функциональная грамотность стала одним из главных навыков человека XXI века.Под функциональной грамотность понимают уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. При этом одной из главных составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность ― способность обучающихся к осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания собственных целей, для развития своих знаний и возможностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Формирование функциональной грамотности при обучении русскому языку
1.1. Понятие и содержание функциональной грамотности
1.2. Психологические и возрастные особенности школьников как условие формирования функциональной грамотности
1.3. Методы и приемы формирования функциональной грамотности
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Текстоориентированный подход при формировании функциональной грамотности
2.1. Место текстоориентированного подхода в современном образовательном процессе
2.2. Работа с текстом как способ формирования функциональной грамотности обучающихся3.3. Работа по развитию функциональной грамотности в практике преподавания учителей-словесников Мурманска
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. Методика развития функциональной грамотности на уроках русского языка
3.1 Констатирующий эксперимент (проверка уровня сформированности функциональной грамотности)
3.1.1 Задачи и этапы экспериментального обучения
3.2 Экспериментальное обучение на занятиях по русскому языку: комплекс уроков
3.3. Диагностика уровня сформированности функциональной грамотности на контрольном этапе педагогического эксперимента: анализ результатов
Выводы к главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмус, В. Ф Чтение как труд и творчество / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики : сборник статей / ред. Е. Новик .– М. : Искусство, 1968.– С. 55-68.– (Из истории советской эстетики и теории искусства).
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. М. : «Просвещение», 1990. 240 с.
Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе: учеб, пособие для студентов педагогических вузов. М. : Дрофа, 2004. - 240 с.
Быстрова, Е. А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Русский язык в школе.– 1996.– № 6.– С. 3–8.
Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский.– М. : Смысл : Эксмо, 2006.– 1134 с.– (Библиотека всемирной психологии).– ISBN 5-699-13728-9.
Выгодский, Л. С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка / Л. С. Выгодский.– СПб. [и др.] : Питер, 2021.– 221 c.– (Мастера психологии).– ISBN 978-5-4461-1469-6.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М. : КомКнига, 2006
Горобец, Л. Н. Современные образовательные текстовые технологии / Л. Н. Горобец, И. В. Лайкова // Самарский научный вестник.– 2015.– Т. 4, № 1.– С. 65–68.– ISSN 2309-4370.
Гореев, А. М. Психологические аспекты формирования функциональной грамотности: что должен знать учитель? / А. М. Гореев.– DOI 10.31862/1819-463X-2021-3-130-136.– Текст : электронный // Наука и школа.– 2021.– №3.– С. 130-136.– ISSN: 1819-463X.
Ермоленко, В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект / В. А. Ермоленко.– Текст: электронный // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время.– 2015.– Т. 8, № 1. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_23108525_56979958.pdf (дата обращения: 08.03.2023).– ISSN 2227-9490.
Жаналина, Л. Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка / Л. Е. Жаналина.– Текст : электронный // Педагогическая наука и практика.– 2019.– №1 (23).– C. 78-81.

Таким образом, мы определили, что большинство учителей признают важность развития функциональной грамотности при определении содержания предмета «русский язык». Элементы формирующие функциональную грамотность присутствует  на уроках русского языка у  большинства словесников и не только) школ Мурманской области. Они вводится на различных уроках и темах, как правило, с помощью бесед или частичного анализа.Однако наблюдение за учебным процессом и анкетирование учителей позволяет сделать вывод, что работа по формированию функциональной грамотности в школах Мурманской области недостаточна. Она происходит  от случая к случаю, интуитивно. Приемы развития функциональной грамотности вводятся скудно и поэтому не могут, в полной мере, реализовать весь учебный потенциал обучающихся. Учебники в данном вопросе не отличаются разнообразием заданий, что делает процесс ещё более сложным. Также анкетирование показало, что учителя русского языка Мурманской области затрудняются назвать пособия  и их авторов или имеют о них только самые общие представления. Это позволяет сделать вывод, что либо специальная литература не используется вовсе, либо учителя уделяют недостаточно внимания данному аспекту преподавания и плохо  осведомлены о научно-методическом обеспечении.Учителя-словесники МБОУ Гимназия №7  27 апреля 2023 года организовали семинар для учителей русского языка и литературы «Развитие читательской грамотности ‒ путь к успеху», на котором представили свои методические разработки в данном направлении. Докладчики: Рюмин Я.С., Зотова М.В., Просоедова М.Н., Проничева Т.Г., Евченко Л.М., Юргенс В.И. — делились опытом развития читательской грамотности как во время урочной деятельности, так и вне ее, привлекали опыт проектной деятельности и др.