Социально-психологическая и социально-педагогическая помощь приёмным семьям
Введение
Существует множество детей, которые по разным причинам не могут жить с родными родителями и нуждаются в достойном жилье и заботе. В таких случаях, приюты или дома детей-сирот становятся временным домом для них, но в некоторых случаях ребенка могут усыновить или взять под опеку приемные родители. Подобная форма опеки и заботы появилась не так давно, но уже успела зарекомендовать себя как эффективный и человечный способ заботы о детях. Несмотря на то, что принимают ребенка в свою семью добровольно, приемные родители сталкиваются с определенными трудностями в процессе воспитания и социализации. Поэтому социально-психологическая и социально-педагогическая помощь приемным семьям становится одной из наиболее важных задач в работе социальных служб по защите прав детей. В данной работе будут рассмотрены сложности, с которыми сталкиваются приемные родители, и предложены эффективные методы и техники помощи, которые могут улучшить качество жизни ребенка и приемной семьи в целом. Приемная семья - довольно новая для России форма семейного воспитания. Она была узаконена в 1996 году с момента принятия Семейного Кодекса . Сегодня все больше признается важность и обоснованность жизни таких детей. Дети в приемных семьях имеют широкий жизненный опыт и по-своему уникальны, но все они пережили психологическую травму.
Оглавление
Введение. 4
Глава I. Теоретические аспекты социально-психологической и социально-педагогической работы с приемными семьями. 8
1.1 Психологические и педагогические аспекты усыновления ребенка. 8
1.2. Приемная семья как объект социально-психологической и социально-педагогической работы.. 12
1.3. Опыт социально-психологической и социально-педагогической помощи приемным семьям. 19
Глава II. Организация социально-психологической и социально-педагогической помощи приемным семьям.. 29
2.1. Психологическая помощь приемной семье. 29
2.2. Социально-педагогическая помощь приемной семье. 33
2.3. Анализ проблем реализации технологий социально-психологической и социально-педагогической помощи приёмным семьям и пути их решения. 37
Заключение. 40
Библиографический список. 43
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи) от 20.11.1989.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Российская газета. № 17.27.01.1996.
ФЗ "О социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей" от 24.07.1998 № 124-ФЗ.
Федеральный закон "Об устройстве на попечение граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о порядке оказания услуг семьям, воспитывающим детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам, проживающим отдельно от семьи, нуждающимся в социальной поддержке" от 27.09.20
Постановление от 17 июля 1996 г. N 829 «О ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ» 6 № 960.
Государственная программа РФ "Поддержка семьи и детей на 2018-2025 годы" // Официальный сайт Правительства Российской Федерации.
Положение о приемной семье [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 // Консультант Плюс.
Аксенова, О.А. Приёмная семья как форма заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей / О.А. Аксенова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: сб. материалов междунар. науч. конф. – Махачкала: Изд-во ДГТУ, 2015. – С. 12-14.
Антипова Е.В. Воспитательный потенциал современной семьи [Текст] / Е.В. Антипова // Проблемы выживания. - 2006. - №6.
Бугримова О.А. Постановка проблемы адаптации ребенка к приемной семье // Психологический журнал. – 2014. – Т.35. – №2. – С. 49-60.
Васильева, Е.П. Опыт реабилитации детей-сирот в приёмной семье / Е.П. Васильева // Социальная педагогика. – 2009. – №6. – С. 102-108.
Важно отметить, что помощь приемным семьям является важной частью системы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, и направлена на создание благоприятных условий для их вынужденного пребывания в приемных семьях.Для получения помощи приемным семьям необходимо обратиться в соответствующие организации. В первую очередь это органы опеки и попечительства, которые занимаются организацией процесса устройства на попечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Также возможен обращение в организации, предоставляющие социальные услуги, такие как центры социальной помощи семье и детям, региональные центры содействия семейному устройству детей и другие.При подаче заявления на устройство ребенка в приемную семью родители-усыновители обязаны предоставить полный пакет документов. В свою очередь, органы опеки и попечительства, проводят социально-психологический анализ семьи и определяют ее пригодность для ребенка.Важно отметить, что помощь приемным семьям не должна рассматриваться как оказание благотворительной помощи, а как обеспечение детей необходимыми условиями для полноценного развития и воспитания. Кроме того, необходимо соблюдать права и интересы детей, оставшихся без попечения родителей, развивать их потенциал и обеспечивать оптимальные условия для роста и развития.Современная правовая модель патронатного воспитания включает в себя лучшие практики защиты и воспитания детей-сирот в дореволюционной России.В 1923 году Международный союз Спасения детей разработал Женевскую декларацию прав ребенка.Декларация – заявление правительства, Женевская – в честь города Женевы, где был принят документ.Это первый документ о защите детей, который не охватывал жизнь ребенка со всех возможных сторон.