Отношение школьников к ЕГЭ
Введение
В современной системе школьного образования неотъемлемым инструментом контроля качества является единая государственная аттестация. От успешного прохождения данного контроля знаний зависит вся жизнь будущего абитуриента: возможность выбора места поступления, формы обучения (бюджетной или за счет физических/юридических лиц), будущее направление подготовки и последующее трудоустройство.Прохождение выпускных экзаменов в школе и вступительных экзаменов в вуз является важным этапом на пути взросления любого человека и соответственно имеет свои трудности, к которым нужно готовиться. Немаловажную роль в этом вопросе играют не столько информационная и предметная готовность, но и психологическая.Психологическая готовность к ЕГЭ является «конкретным эмоциональным «настроем», психологической, моральной, психоэмоциональной подготовкой личности к предстоящим переменам в жизни. Сдача выпускных экзаменов является как бы проводником, ступенькой во взрослый мир и зачастую многие выпускники школ, будущие абитуриенты, должны прожить этот период полностью осознанно, вовлеченно и с большой долей ответственности за свое будущее.
Содержание
Раздел 1 Методологический раздел курсового социологического исследовательского проекта «Отношение школьников «МБОУ СШ №2» к ЕГЭ……………………………………………………………………………..3-11
1.1. Формулировка и обоснование проблемы социологического исследования …………………………………………………………………………………...3-4
1.2. Определение объекта и предмета социологического исследования….5
1.3. Определение цели и постановка задач исследования………………….5
1.4. Определение теоретических и эмпирических основ социологического исследования………………………………………………………………..…5-6
1.5. Определение научной новизны и практической значимости темы социологического исследования………………………………………………6-7
1.6. Формулировка гипотезы исследования……………………...7
1.7. Интерпретация и операционализация основных понятий исследования. Выявление соответствия инструментария исследовательским индикаторам……………………………………………………………………7-11
Раздел 2 Методический раздел курсового социологического исследовательского проекта «Отношение школьников «МБОУ СШ №2»……………………………….…………………………………………...12-14
2.1. Определение обследуемой совокупности (выборка)………………….12
2.2. Характеристика методов сбора социологической информации……..12-14
2.3. Обработка социологической информации…………………………….14
Раздел 3 Результаты и анализ социологического исследования…………15-23
Раздел 4 Выводы и рекомендации по реализации курсового социологического исследовательского проекта «Отношение школьников «МБОУ СШ №2»………………………………….24-26
Список источников и литературы…………………………………………..27-28
Приложения………………………………………………………………….
Список источников и литературы
Землянухина Н.С., Кузнецов П.С. Влияние изменений ЕГЭ на профориентацию школьников. Профессиональная профориентация. – 2015. – Текст электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izmeneniy-ege-na-proforientatsiyu-shkolnikov (дата обращения: 10.05.2023).
Качимская А.Ю., Ковтун П.О. К вопросу о способах формирования психологической готовности обучающихся к экзаменам. – Текст электронный. – Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sposobah-formirovaniya-psihologicheskoy-gotovnosti-obuchayuschihsya-k-ekzamenam (дата обращения: 11.05.2023).
Кедярова Е. А., Савенко, Д. С. Уварова, М. Ю. Чернецкая, Н. И. Особенности психологической готовности к ЕГЭ у старшеклассников. Психология. Психофизиология. – 2021. – Текст электронный – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-gotovnosti-k-ege-u-starsheklassnikov (дата обращения: 09.05.2023).
Кузнецова, Л. Э. Направления формирования психологической готовности старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена / Л. Э. Кузнецова, Д. С. Косинова. – Текст : непосредственный // Современная психология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). – Казань : Бук, 2017. – С. 37-42. – URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/254/12957/ (дата обращения: 10.05.2023).
Методические рекомендации по психолого – педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса в период подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. – Текст электронный. – URL: https://multiurok.ru/files/mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-psikhologho-pi.html(дата обращения: 10.05.2023).
Профессиональное самоопределение как важный этап социализации. Внутренние ресурсы при сдаче экзаменов. – Текст электронный. – URL: https://infourok.ru/professionalnoe-samoopredelenie-kak-vazhnyj-etap-socializacii-vnutrennie-resursy-pri-sdache-ekzamenov-5184581.html(дата обращения: 10.05.2023).
Результаты проведенного социологического исследования позволили выявить реальную картину отношения школьников «МБОУ СШ №2» к ЕГЭ.Большая часть опрошенных учеников 10-11 классов считает, что результаты ЕГЭ важны для будущего, но в то же время, не видят преимуществ в сдаче выпускных экзаменов в данном формате.Выявлен личностный компонент психологической готовности старшеклассников к ЕГЭ. У выпускников «МБОУ СШ №2» нет психологической готовности к государственной итоговой аттестации: они испытывают волнение, когда думают о предстоящем экзамене, но при виде аббревиатуры половина из них не переживает. Тем не менее, половина респондентов, несмотря на весь страх перед ЕГЭ сможет побороть свою тревогу.Анализ показал, что та незначительная часть учеников «МБОУ СШ №2», которая видит преимущества в сдаче ЕГЭ выделила такие критерии, как: равные возможности поступления на бюджетную форму обучения с хорошими баллами в любой вуз страны, удобство единого формата с объективной проверкой уровня подготовки, знаний в виде тестов.В целом, можно подытожить, что большая часть обучающихся МБОУ «СШ №2» считает ЕГЭ не удобной формой сдачи выпускных экзаменов. Мотивируя это тем, что в традиционных экзаменах с билетами вопросы известны, а в ЕГЭ нет определённости. На их взгляд ЕГЭ сдавать труднее экзаменов по билетам, поскольку ЕГЭ сложнее школьной программы, в нем содержится большое количество комплексов тем, вопросов и разнообразных заданий, разных по сложности, а также нечестные варианты ответов. Выпускники считают ЕГЭ лотерей, в которой может попасться любое задание, а к ответам на вопросы билета можно подготовится и точно знать, что тебя ожидает. И в целом их не устраивает сама атмосфера проведения данного контроля знаний.