Влияние применения наглядных средств обучения на уровень активизации познавательных процессов младших школьников
Введение
Согласно основным принципам образовательного процесса на базе начальной школы, то главной целью при взаимодействии преподавателя с учащимися является всестороннее развитие личности обучающегося, которое заключается в активизации познавательной деятельности. Активное участие всех учащихся в образовательном процессе возможно только при приемлемом выстраивании педагогических условий для заинтересованности младших школьников. Примечательным является то, что учащиеся начальной школы долгий период не могут пройти период адаптации к школьному ритму жизни, поэтому при подаче учебного материала должен прослеживаться уровень интерактивности, связанного с наглядными методами обучения. Таким образом, можно подчеркнуть то, что наглядные средства обучения играют доминирующую роль при взаимодействии с младшими школьниками в образовательном процессе. Воспитательно-образовательная работа в общеобразовательных школах должна проводиться с учетом оценивания закономерности развития детей, исходя из потребностей школьного обучения. В соответствии с этими требованиями обучение детей основано на непосредственном понимании уровня развития учащихся, что особенно важно в начальной школе. Наглядность является частью целостного обучения, что может помочь младшим школьникам учиться более эффективно. Опираясь на принципы наглядности, в начальной школе активизирует познание деятельности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ…….6
1.1. История метода наглядности в обучении младших школьников….6
1.2. Классификация средств и методов наглядности при обучении в начальной школе………………………………………………………………..10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МЕТОДОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНОСТИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………16
2.1. Игра с использованием наглядности в учебном процессе как метод обучения…………………………………………………………………………16
2.2. Педагогические условия использования наглядности в процессе обучения младших школьников………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………….27
Список использованной литературы
Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения: учебно-метод. Пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. − 104 с.
Бархаев, Б.П. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / Б.П. Бархаев. – Санкт- Петербург: Питер, 2009. − 444 с.
Болтянский В.Г. Формула наглядности − изоморфизм плюс простота. // Педагогика, 1980. − №5.
Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан.– Санкт- Петербург: Питер, 2008. − 299 с.
Выготский, JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. - Москва: Педагогика, 1984. − Т. 3.
Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. М.: Перспектива, 2013. – 148 с.
Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. М.: Веконт, 1999. − 96 с.
Загвязинский, В.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. – М.: Академия, 2011. – 364 с.
Занков, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков. – М.: Просвещение, 1999. – 312 с.
Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. – 507 с.
Казеичева И.Н. Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов. Начальная школа. 2011. – 31-34 с.
Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. – 121 с.
Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982. – Т.1. – 328 с.
Использование на уроках игры с применением наглядности в учебном процессе является продуктивным методом обучения для начальной школы. Воображение младших школьников является ориентированным на игровую деятельность. Поэтому познавательная деятельность учащихся должна быть синтезирована с игровыми формами, помогающими активизировать заинтересованность учащихся. Примечательным является то, что при выборе механизмов игрового взаимодействия с детьми необходимо понимать, что в данном случае игра должна сочетать в себе элементы наглядности и дидактического материала, что позволяет синтезировать разные виды деятельности во время учебного занятия . Следует отметить, что в начальной школе у детей преимущественно непроизвольная память и эмоциональное восприятие внешней среды, поэтому учащиеся часто переключают внимание с одного предмета на другой, не могут полноценно сосредоточиться на одном виде деятельности. Поэтому применение игры с использованием наглядности во многом обеспечивает оптимальность комфортных педагогических условий для обучения младших школьников.Следует отметить, что по своему содержанию дидактическая игра оказывает значительное влияние на познавательную деятельность учащихся, что является особенно значимым в начальной школы. После конкретной дидактической установки на выбор игры с наглядными средствами процессе у детей развиваются основные процессы мышления, среди которых можно выделить следующее:1) Умение сравнивать;2) Способность к анализу;3) Умение делать выводы .Образовательные игры и развлекательные мероприятия служат для развития жизненно важных качеств ума, таких как подвижность и универсальность.