Графические упражнения как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Многие ученые, педиатры и учителя предполагают, что большая часть успехов детей зависят от того как он работает руками.
Связь между елкой моторикой рук и развития речи ребенка не раз подтверждали такие исследователи как: В. А. Сухомлинский, В. В. Гербова, М. М. Кольцова, А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев. По мнению В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что при развитии моторики у детей дошкольного возраста формируется координация движения пальцев рук, а это помогает им развивать речь детей и готовиться к школе. Уровнем развития моторики является показатель интеллектуальной подготовки к школе. Рассматривая мелкую моторику в первую очередь, представляют скоординированность точности движений пальцев рук.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
1 Теоретическая организация развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста …………………………………………………..…. 6
1.1 Сущность развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста..6
1.2 Формы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.….. 11
1.3 Графические упражнения как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста………………………………………..………… 14
2 Экспериментальная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи графических упражнений…..…. 18
2.1 Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью графических упражнений..…….….……18
2.2 Анализ исследования развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью графических упражнений..…………………..….……21
2.3 Рекомендации по развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью графических упражнений……………….……….…… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ..30
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010. - №8. - С. 62-65.
Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи. - М.: Просвещение, 2019. - 196 с.
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2009. - 143 с.
Гаврина, С. Е. Большая книга развития мелкой моторики руки для детей 3-6 лет. Развиваем пальчики, рисуем по клеточкам и точкам, готовим руку / С.Е. Гаврина. - М.: АСТ, 2018. - 464 c.
Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.
Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
Гришечкина, Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений / Н.В. Гришечкина, В.А. Козюлина, О.П. Матюшкина. - М.: Ярославль: Академия развития, 2020. - 192 c.
Дмитриева, В.Г. Готовим руку к письму. 100 упражнений для развития мелкой моторики / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, 2020. - 523 c.
Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я. Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2016. - 237 с.
Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2018. - 218 с.
Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.
Оглоблина, И. Ю. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в коррекционно-развивающих играх с природным материалом / И. Ю. Оглоблина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 6. – С. 18–21.
Вышеописанные игры объединяют в себе задачи направленные на развитие способностей мышления детей и в дальнейшем усовершенствования тонких движений пальцев. А значит, образуют неразрывный круг между мелкой моторикой, речью и мышлением.
Для большей привлекательности таких занятий их продолжительность должна быть около 10 -15 минут, и материал, используемый в играх детям дают только в момент занятий, в остальное время его убирают.
1.3 Графические упражнения как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Детям для красивого и аккуратного письма нужно развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Техникой письма является слаженная работа мелких мышц кисти, в том числе хорошо развитое зрительное восприятие и произвольное внимание.