Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами образовательных веб-сайтов
ВВЕДЕНИЕ
Для школы и общества в целом ФГОС нового поколения ставит задачу воспитания людей с развитой познавательной активностью, способных рационально действовать при различных нестандартных ситуациях.
Сегодняшнее изменение в педагогической практике школы направлено на открытое государственно-общественное взаимодействие школы, открытость отношений между участниками учебного процесса (это учителя, обучающиеся и их законные представители) для развития познавательного интереса обучающихся, позволяющего выпускнику в школе реализовывать собственные цели, осуществлять дальнейший жизненный выбор.
Нынешнее современное общество нуждается в человеке, который не только потребляет знания, но и умеет их добывать. Сложные жизненные обстоятельства требуют неординарных решений. Интерес к знаниям, как правило, проявляется в виде познавательной активности. В этом случае ученик осваивает содержание учебного предмета и необходимые способы обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования познавательной активности младших школьников 19
1.3. Организация внеурочной деятельности посредством электронных образовательных ресурсов как фактор развития познавательной активности 25
Выводы по I главе 32
Глава II. ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ВЕБ-САЙТОВ 34
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательной активности младших школьников – констатирующий этап 34
2.2. Организация работы по формированию познавательной активности младших школьников – формирующий этап 44
2.3. Рекомендации по формированию познавательной активности младших школьников во внеурочной деятельности с использованием образовательных веб-сайтов 48
Выводы по II главе 51
Заключение 52
Бибилиографический список 54
Приложения 59
СПИСОК
Абасов, З.А. Познавательная активность школьников / З.А. Абасов // Педагогика. – 2020. – №7. – С. 40-43.
Активизация познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / под ред. М.П. Осиповой, Н.И. Качановой. – Минск, 2017. – 109?с.
Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности в начальной школе / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. – 2020. – №5. – С. 36-41.
Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – М.: Изд-во ?Университет?, 2020. – 451 c.
Анисимова, Ю.А. Повышение познавательной активности учащихся начальных классов через применение здоровьесберегающих технологий / Ю.А. Анисимова // Молодой ученый. – 2019. – № 8 (246). – С. 159-163.
Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П. Аристова. – М.: Просвещение, 2021. – 203 с.
Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2020. – 136 с.
Беликова, Е.В. Познавательная активность учащихся как инструмент обучения при реализации ФГОС в средней школе / Е.В. Беликова // Молодой ученый. – 2018. – № 34 (220). – С. 98-100.
Бидова, Б.Б. Познавательная активность студентов как психолого-педагогическая проблема / Б.Б. Бидова // Образование и воспитание. – 2016. – № 2 (7). – С. 64-66.
Биркле, Н.В. Особенности организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО / Н.В. Биркле // Школа управления образовательным учреждением. – 2020. – №10. – С. 15-23.
Болотский, А.А. Развитие познавательной самостоятельности студентов средствами диалоговых технологий / А.А. Болотский // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 827-832.
Волошена, Е.А. Диагностика познавательной активности детей младшего школьного возраста / Е.А. Волошена, О.Н. Истратова // Приволжский научный вестник. – 2014. – №9. – С. 93-97.
Самопознание можно представить, как последовательную цепь, состоящую из восприятия, запоминания, сохранения, осмысления, воспроизведения и интерпретации полученных знаний. Очевидно, что активизация может осуществляться одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Стимулирует, активизирует познание учитель с помощью применений на уроках и внеурочных занятий информационных технологий, таких как презентация, видеофайлы, аудиофайлы, онлайн экскурсии. Действия его заключаются в том, чтобы с помощью данных приемов и упражнений усилить каждый из этапов познания. Именно по такой логике выстраиваются программы обучения: через постоянную организацию условий для интенсивной познавательной деятельности к привычной познавательной активности, а затем – к внутренней потребности в самообразовании. Следовательно, можно говорить о различных уровнях познавательной активности младших школьников в учебной деятельности.