Формирование навыков рисования в анималистическом жанре в курсе дополнительного образования для студентов-дизайнеров СПО
ВВЕДЕНИЕ
Анималистический жанр имеет долгую историю в искусстве, восходящую к наскальным рисункам и древнеегипетскому искусству. В более поздние времена анималистический жанр использовался в самых разных формах, включая живопись, скульптуру и цифровое искусство. Многих художников анималистический жанр привлек из-за свободы, которую он предоставляет для творческого самовыражения и интерпретации, а также возможности исследовать такие темы, как природа, эволюция и взаимоотношения человека и животных.Актуальность данной темы обусловлена спецификой ситуации в культуре и жизни человека: в современном мире, насыщенном технологиями и ускоренными ритмами жизни, анималистический рисунок становится способом уклонения от стресса и непрерывного информационного потока. Человек, ищущий умиротворения и гармонии, обращается к образам животных, которые напоминают ему о простоте и непосредственности природы. Кризисные явления в современной культуре, образ жизни в городской среде вынуждают человека искать тепла и участия в общении с животными. На это обращает внимание К.В Мещеряков, в своей статье о роли животного в жизни человека он пишет: «Как дети природы, все мы нуждаемся в общении с живыми существами, которые способны подарить нам свою любовь и преданность, развлечь и успокоить, сделать наш дом красивым и уютным» [70].
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АНИМАЛИСТИКИ.. 10
1.1. История анималистического жанра в мировом искусстве. ….10
1.2. Современный художественный образ домашнего животного и его роль в жизни человека. 22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО РИСУНКА.. 32
2.1. Разнообразие методик и авторских школ в обучении рисованию в анималистическом жанре. 32
2.2. Методика обучения рисованию анималистического портрета. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 63
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.. 72
ИЛЛЮСТРАЦИИ.. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 81
Список литературы
1. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. Пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др.; Под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005.— 551 с: ил. – ISBN 5-06-004511-0. – Текст: непосредственный.
2. Алпатов М.В. Очерк о жизни и творчестве Пабло Пикассо / М.В. Алпатов. – М: Искусство, 1968. – 188 с. – ISBN 5-7793-0091-7. – Текст: непосредственный.
3. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / С.Е. Беляева. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с. – ISBN 978-5-4468-0143-5. – Текст: непосредственный.
4. Ватагин В.А. Воспоминания. Записки анималиста. Статьи / Сост. И.В. Ватагина. — М.: Советский художник, 1980. — 213 с. – FB В 80-7/2.
5. Ватагин В.А. Изображение животного: записки анималиста. – М.: Искусство, 1957. – 170 с. – ISBN 5-93070-024-9. – Текст: непосредственный.
6. Ватагин В.А. Образ животного в искусстве / В.А. Ватагин; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. - Москва : Сварог и К, 2004. – 301 с. – ISBN 5-93070-050-8. – Текст: непосредственный.
7. Гордеева Е.В. Творчество А.С. Степанова: от охотничьего к анималистическому жанру / Е.В. Гордеева // Сфера знаний: вопросы взаимодействия наук в современном образовательном процессе. — Казань: СитИвент, 2019 — С. 16–22.
8. Гордеева Е.В. Анималистика: вопросы терминологии и границ жанра // Искусство Евразии. – 2019. – № 4 (15). – С. 301-322. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.021.
9. Гончарова В.Г. Образы животных в изобразительном искусстве: к истории зарождения анималистического жанра / В. Г. Гончарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 387-391.
10. Домашние и дикие: Анималистика в русском искусстве XVIII–XX веков из собрания Гос. Русского музея / Науч. рук. Е.Н. Петрова; Авт. ст. А. Боровский, М. Стекольникова. — СПб.: PalaceEditions, 2004. -152 с. – DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.02.
11. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок [Текст]: учебное пособие / В.И. Жабинский, А.В. Винтова. – М: ИНФРА, 2012. – 254 с. – ISBN 978-5-16-002693-0.
12. Зуйкова Т.Г, Марц Л.В., Романова О.В.Василий Алексеевич Ватагин. 1884-1969. К 125-летию со дня рождения художника. Каталог выставки. – М.: М-Сканрус, 2008. – 128 с. – ISBN 978-5-91340-026-0. – Текст: непосредственный.
В целом, анималисты XVI века старались передать своим ученикам реалистические навыки рисования животных, используя наблюдение и подражание природе.В период с XIX века до начала XX века художники начали придавать большее значение эмоциональной выразительности и символическому значению изображений животных. Изображение животных стало использоваться как метафора для выражения человеческих эмоций и состояний души. В этот период обучение рисованию также включало изучение психологии и символизма.В XIX веке наблюдался рост интереса к изучению природы и животного мира, что повлияло на развитие анималистики как художественного жанра. В этот период появилось множество талантливых учителей-анималистов, которые сделали значительный вклад в развитие этого направления и оставили свой след в истории искусства.Один из наиболее известных учителей-анималистов XIX века – Эдвин Ландсир. Он считался одним из лучших анималистов своего времени и обучал многих учеников. Э. Ландсир ставил перед собой задачу не просто изобразить животных, а передать их характер и особенности, поэтому его методы обучения были ориентированы на изучение природы и наблюдение за животными в их естественной среде обитания. Он проводил занятия на природе, на месте рисуя и описывая свои наблюдения ученикам. На сайте «Удивительный Лондон» указано, что Э. Ландсир был одним из любимых художников королевы Виктории и прицна Альберта. Художник обучал их искусству живописи и гравировки [80].Из художников XIX века, которые так или иначе затрагивали изучение анималистики в своем творчестве можно назвать Жак Луи Давида. Французский художник, скульптор и педагог, который считается одним из основателей классического направления в искусстве. В своей работе он активно использовал изучение анатомии животных и проводил занятия по рисованию и скульптуре животных, используя как натурные образцы, так и анатомические учебники. Он учил своих учеников точно изображать анатомические детали и передавать эмоции и характер животных в своих произведениях.