Формирование представлений о временах года через различные техники рисования
ВВЕДЕНИЕ
ФГОС дошкольного образования регламентирует предметные результаты образовательной области «Искусство». Приоритетом является формирование художественных и культурных компетенций обучающихся, расширение кругозора, развитие образного, ассоциативно-критического мышления, приобретение личностного художественно-творческого опыта, а также выбора путей собственного культурного развития.
Живопись имеет безграничные идейно-художественные возможности, она является художественным отражением окружающей действительности, в ней есть и социальное содержание, и разнообразные идеологические составляющие.
Живописное изображение имеет возможность передавать как видимые реальные явления окружающего мира, изображение картин человеческой жизни, так и способна раскрыть картины внутреннего мира человека, его творческие идеи, фантазии, переживания, сущность жизненных процессов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной педагогике всё чаще используется творческий подход в проц
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ 7
1.1 Проблемы формирования представлений о времени у дошкольников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития представлений о временах года у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 11
1.3 Различные техники рисования как средство формирования представлений о временах года 14
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ 22
2.1 Выявление уровня представлений о временах года у детей дошкольного возраста 22
2.2 Практическая работа по формированию представлений о временах года через различные техники рисования 28
2.3 Анализ результатов исследования 33
Выводы по второй главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИСТОЧНИКОВ
Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. – 46 с.
Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет; Кн. для воспитателя дет. сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
Виноградова Н.В. Декоративная живопись: электрон. учеб.-метод. пособие / Н. В. Виноградова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2015
Владимирова, Т. В. Путешествия во времени…: занятия по ознакомлению дошкольников с астрономическим и историческим временем / Т. В. Владимирова, Л. А. Хамидуллина. – Москва : АРКТИ, 2010. – 65 с.
Водинская, М. В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью / М. В. Водинская, М. С. – Шапиро – М.: Теревинф, 2015. – 49 с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
Евтых С. Ш. Наброски. Зарисовки. Эскизы: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. – 115 с
Запорожец A. B. Избранные психологические труды – М.: Директ-Медиа, 2008. – 287 с.
Зацепина М. Б., Комарова Т. С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.
Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду : мир растений / А. И. Иванова. – Москва : Твор. Центр Сфера, 2004 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 235 с.
Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1974. – 368 с.
Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 582 с
Михайлова 3. А. Теории и технологии м
Важно передать весь накопленный опыт истории искусства, способствуя росту знаний начинающего художника во всех сферах художественного творчества. Рисунок – это основа всех видов изобразительного искусства. Поэтому с овладения знаниями выполнения рисунка строится обучение, т. е. последовательность развития художественных способностей и применения техник обучения [7].
Развивать творческие способности учащегося можно различными способами. Для развития способностей ученика, необходимо призывать его рисовать сознательно, не допуская копирования, используя полученные на занятиях знания по перспективе и композиционному построению рисунка, основ анатомического строения (изображение человека), основ геометрических форм (рисование геометрических фигур), пользоваться знаниями по применению теней и света, использовать правильно и по назначению материал для рисования [