Формирование познавательного интереса младших школьников. Эффективные приёмы и методы

Скачать дипломную работу на тему: "Формирование познавательного интереса младших школьников. Эффективные приёмы и методы". В которой охарактеризованы методические материалы, позволяющие изучить уровень развития познавательного интереса. Разработаны рекомендации педагогу, способствующие развитию познавательного интереса учащихся начальной школы с учетом данных методического материала.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.12.2024
Объем файла
216 Кб
Количество страниц
57
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное общество предъявляет с каждым годом больше требований к образованию. Быстрый темп меняющихся требований заставляет учителей подстраиваться и разрабатывать новые методы и приемы для развития познавательных интересов. Познавательный интерес формируется в процессе всей жизни человека. Ребенок не рождается с развитым умением познавать что-то новое, поэтому учитель должен знать, располагает ли этими умениями ученик, сформированы ли у него в дошкольный период.
Теоретической основой исследования являются: теория культурно-исторического развития Л.С. Выготского, возрастная периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, стадии развития познавательного интереса Г.И. Щукиной, подходы к развитию познавательных интересов Ю.К. Бабанского, Н.М. Верзилина, Е.Я. Голанта, Е.И. Петровского, Д.О Лордкипанидзе, Г.И. Щукиной.
Согласно новым требованиям ФГОС НОО, целью развития личности ученика является формирование у детей младшего школьного возр

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.......................................................................7

1.1. Теоретические подходы к понятию «познавательный интерес» .... 7

1.2. Психолого–педагогическая характеристика учащихся младшего школьного возраста…………………………............................................. 14

1.3. Приемы и методы развития познавательного интереса на уроках в начальной школе........................................................................................ 22

ГЛАВА 2. ПРАКТИКИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ... 29

2.1. Диагностики, позволяющие изучать уровень развития  познавательного интереса........................................................................... 29

2.2. Уровни сформированности познавательного интереса у младшего школьника ……………………………………………………. 35

2.3. Рекомендации по развитию познавательного интереса учащихся в начальной школе ……………….............................................................. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………..………………..……….……..... 50

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..... 53

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской……………………………….. 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Познавательная самостоятельность младшего школьника» А.А. Горчинской…….. 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной…….............................................................................................. 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Цветные лепестки» Д.Е. Островой……………………………………………………………... 65

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Методика «Исследование концентрации внимания Пьерона - Рузера»……………………………………………... 67

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Методика «Исключение четвертого лишнего» в интерпретации Н.Л. Белопольской………………………… 70

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Методика «Тест «Как ты делаешь уроки»…………………………………….. 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Обобщенные результаты после проведенных диагностик с выявлением количества баллов на развитие каждого критерия развития познавательного интереса…………………… 72

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя. М., 1991. 156 с.
Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2012. 608 с.
Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982. 192 с.
Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в школе. М., 1991. 379 с.
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998. №4. С.11-19.
Бараз Э. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно ориентированного взаимодействия участников обучения: дис. ... канд. пед. наук, Челябинск. 1998. 175 c.
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. М.,1994. 416 с.
Выготский Л.С. Опыт экспеpиментального изучения пpоизвольного поведения. Вопpосы психологии. М., 1976. С.55-68.
Гаврилова Е. В. Начальная школа. Разноуровневые задания. URL: http://manihino.edusite.ru/p57aa1.html (дата обращения 9.06.2021).
Горчинская А. А. Развитие познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности: автореф. дис. ... кандидата педагогических наук, Челябинск. 1999. 24 с.
Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. – 2011. №1. С.8-9.
Деменева Н. Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики. М., 2009. 87 с.
Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе // Начальная школа. 2004. №2. С.12-28
Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: учебное пособие. М., 2002. – 258 с.
Доронина Н. Н. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2018. № 4 (190). С. 176-178.
Заварина М. С. Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема // Ярославский п

Обучение в начальной школе является важнейшим этапом в развитии познавательных интересов младших школьников, что будет способствовать дальнейшему обучению.
Познавательный интерес формируется в процессе обучения через содержание предмета и формирующиеся отношения между одноклассниками, детьми и взрослыми.
Для развития познавательных интересов, должно быть в методике учителя что-то такое, что заинтересует. Каждый учитель должен находить интересные стимулы, приемы и методы самостоятельно. Мотивация ребенка – это важный этап современного урока.
Организованная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение цели обучения называется методом обучения – путь, способ решения возникающих проблем. Так как учеба в школе – это деятельность педагога и детей. В составе методов для решения задач выделяются приемы. Прием – это ч