Пространственные представления и особенности их развития у старших дошкольников с задержкой психического развития

Скачать диплом с рассмотрением особенностей пространственных представлений у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития и моделирование методических рекомендаций.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.12.2024
Объем файла
529 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1840 руб.
2300 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является главным этапом в развитии детей. Он формирует многие важные навыки и умения, являющиеся предпосылками к школьному периоду.
Корректное закрепление представлений и навыков осуществляется только при наличии определенных высших психических функций.
Одной из наиболее значимых задач в этом возрасте – это совершенствование пространственных представлений, они играют ключевую функцию в полноценном развитии всех высших психических функций. Их формирование приобретает приоритетную роль при обучении детей, у которых диагностирована задержка психического развития.
Изучив работы В. А. Кручинина, Н. И. Лобачевского, И. М. Сеченова в исследовании пространственной ориентации, учеными установлена взаимосвязь между пространственными представлениями и задержкой психического развития.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ......... 7
1.1 Теоретические аспекты изучения развития пространственных представлений....................................................................................................... 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика личности старших дошкольников с задержкой психического развития......................................... 13
1.3 Особенности формирования пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития................................................................................................................. 17
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ............................................................................................................ 22
2.1. Диагностика нарушений пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития......................................... 22
2.2. Анализ результатов изучения пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.......................... 27
2.3. Методические рекомендации по развитию пространственных представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития.................................................................................................................. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ............ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1................................................................................................ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................................

1. Аблитарова, А. Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аблитарова, Н. В. Кондрашова. - // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. - 55-59 с. - Текст : непосредственный

2. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960. - 485 с. - Текст: непосредственный. 

3. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1974. - 304 c. - Текст: непосредственный.

4. Ананьев, Б.Г., Рыбалко Е.Ф., Шемякин Ф.Н. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений // Вопросы психологии. - 1968. - № 4. - 56-57 с. - Текст: непосредственный.

5. Афанасьева Е.А., Фомичева М.Ф. Овладение пространственными представлениями как основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи/ Е.А. Афанасьева, М.Ф. Фомичева // Сб. научн. трудов. - М.: МГЛУ, 2008. - 384-393 с. - Текст: непосредственный.

6. Баряева Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде [Текст] / Л.Б. Баряева. - СПб.: КАРО, 2011. - 207 с. - Текст: непосредственный.

7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов - М.. ПЕР СЭ, 2001 - (Современное образование). - 511 с - Текст: непосредственный.

8. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и вохрастная психология. - "Издательский дом "Питер", 28 сент. 2017 г. - 512 с. - Текст: непосредственный.

9. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, - М., 2003. – 64 с. - Текст: непосредственный.

10. Вовчик - Блакитная М.В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте / Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. / М.В. Вовчик - Блакитная - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 78-83 с. - Текст: непосредственный.

 Модель пространственных компонентов: сенсорное воспиятие, построение двигательных автов и предметной ориентировки [43, с.84].
В результате исследований ученых, А. А. Столяра, Т. А. Мусейибовой пространственные представления развиваются весь период дошкольного возраста детей [3, с. 159].
Не имея ясного представления о пространственных отношениях между предметами, ребенок с задержкой психического развития не имеет четкой схемы тела человека стоящего напротив него, об этом писала Е. И Щербакова [27, с .10].
У детей нет возможности контролировать изменившиеся условия и он не способен самостоятельно анализировать изменения пространства, испытывает сложности с переводом ориентировочных навыков на модельные ситуации, не обладает навыком преобразования пространства.
Обнаружение нарушений речевых и мыслительных операций вызвано разрывом между вербальными и зрительными компонентами пространственного анализа [9, с. 29].