Формирование конструктивных взаимотношений у младших школьников
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что формирование и развитие конструктивных взаимоотношений крайне важно в процессе воспитания и обучения детей в начальной школе. Личностное становление человека зависит от взаимодействия с окружающими людьми, поскольку только через общение с другими мы можем определить себя как индивидуальность. Дети особенно нуждаются в межличностном опыте, взаимодействуя с взрослыми и сверстниками, чтобы развивать свою личность. Этот опыт является ключевым фактором в формировании личности ребенка. Формирование личности ребенка основан на высоком уровне общительности и сформированности системы межличностных отношений и взаимодействия с различными людьми. Именно эти особенности определяют актуальность выбранной нами темы исследования.
Организация образования, особенно на уровне начальной школы, играет важную роль в формировании личности ребенка. Актуальным вопросом в начальной школе является развитие дружеских отношений со сверстниками.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследования проблемы конструктивных взаимоотношений 5
1.1 Сущностные основания понятия «конструктивные взаимоотношения между младшими школьниками» 5
1.2 Причины неконструктивных взаимоотношений между младшими школьниками 12
Глава 2. Организация работы по формированию конструктивных взаимоотношений 21
2.1 Методы и формы, используемые для формирования конструктивных взаимоотношений между младшими школьниками 21
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию конструктивных взаимоотношений между младшими школьниками 27
Заключение 35
Список используемых источников 37
Список используемых источников
Амбалова, С.А. К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников / М.И. Бекоева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 2 (15). – С. 183-185
Варнаева, А.Е. Особенности конфликтов в начальной школе / А.Е. Варнаева // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. – 2017. – № 4. – С. 100-105
Волков, Б.С. Возрастная психология: в 2 ч. Ч. 2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 343 с.
Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. – СПб.: Питер, 2015. – 152 с.
Давыдов, В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2009. – 276 с.
Емельянова, И. Г. Особенности межличностных отношений в современных младших школьников / И. Г. Емельянова. – М.: Новая школа, 2015. – 35-38 с.
Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Ильин Е.П. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Мн.: Народная асвета, 2014. – 239 с.
Кудряшова, И.Ю. Основные причины конфликтного поведения младших школьников / И.Ю. Кудряшова // Академия профессионального образования / под ред. Кривых С.В. – СПб.: Институт непрерывного образования взрослых. – № 4. – 2019. – С.15-22
Кудусова, Т. Х. Личностные особенности младших школьников, способствующие развитию их межличностных отношений: Т. Х. Кудусова, Н. Н. Мозговая / Т.Х. Кудусова // Международная научно-практическая конференция ?Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития?. – Нижний Новгород, 2015. – 128 с.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что младший школьный возраст является сензитивным периодом в процессе формирования определенных образов поведения. В настоящее время конструктивные взаимоотношения являются целенаправленным процессом, который строится на гибких установках и взглядах, учете индивидуальных свойств партнера, общей заинтересованности и желании совершенствовать свою самоактуализацию, а также нацеленности на продуктивное разрешение противоречий к социально-значимому результату. В современном мире обучение конструктивным взаимоотношениям между детьми, является важным направлением воспитания и обучения детей в русле определенных межличностных взаимоотношений [1, с.183].
Младший школьный возраст представляет собой важную возрастную категорию, которая ориентирована на возраст от 6 или 7 до 10 лет. Дети в младшем школьном возрасте впервые поступают в школу. Это время, когда дети активно усваивают социальный опыт человека, приспосабливаются к новым требованиям школьной жизни, адаптируются к новой системе отношений со взрослыми и сверстниками, приобретают опыт добровольного общения.
Отношения между детьми еще не организованы и носят спонтанный характер. В первые два года обучения в школе ученики формируется их социальная позиция в группе сверстников, которая обычно становится стабильной и влияет на их социальное развитие и общее отношение к сверстникам и школе. Для детей младшего школьного возраста характерным является низкий уровень конфликтности и неконструктивных взаимоотношений [6, с.35].