Обучение языковым средствам репрезентации эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка
ВВЕДЕНИЕВ современном мире, где одними из главных ценностей являются успешность и продуктивность, достижение желаемого уровня социального благополучия может быть затруднительным. Зачастую это предполагает максимальное напряжение умственных, физических и эмоциональных ресурсов, что чревато перманентным нервным напряжением и осуществлением деятельности в ущерб своим эмоциям. Распространено мнение, что для успешного функционирования личности и продуктивного взаимодействия эмоции необходимо контролировать, однако под контролем чаще всего понимается подавление эмоций, особенно негативных.
В то же время известно, что вытеснение эмоций приводит к невозможности их психологической переработки, а значит, их физиологический компонент может значительно усиливаться. В связи с этим, наблюдается повышение количества людей, страдающих неврозами, что особенно заметно среди тех, кто обладает невысоким уровнем самоконтроля.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫМ СРЕДСТВАМ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА 7
1.1 Сущность и структура эмоционального интеллекта. 7
1.2 Подходы к обучению языковым средствам репрезентации эмоционального интеллекта 13
1.3 Структурно-функциональная модель обучения языковым средствам репрезентации эмоционального интеллекта на уроках иностранного языка 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ЯЗЫКОВЫМ СРЕДСТВАМ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 28
2.1 Цель, задачи и условия проведения опытно-экспериментальной 28
работы 28
2.2 Разработка комплекса упражнений для репрезентации эмоционального интеллекта 38
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВGoleman, D. Working with emotional intelligence/ Daniel Goleman. - New York: Bantam Books, 1998.
Krashen, S. Second language acquisition and second language learning [Текст] / Krashen S. - Oxford: Pregarnon Press,1981.
Mayer, J. D.Emotional Intelligence As a Standard Intelligence [Текст] / Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., & Sitarenios. - Emotion, 2001.
Mayer, J.D. Emotion intelligence [Текст]: theory, findings, and implication / Salovey P., Caruso D.R., Mayer J.D. - Mayer et al., 2004. - 197 с.
Аверин М. М. Второй иностранный язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/М. М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман. – 7-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2019. – 96 c.
Аверина, М.Н. Обучение использованию эмоционально¬экспрессивных лексических средств речевой коммуникации (английский язык, лингвистический вуз): дис... канд. пед. наук. - Москва, 1996.
Айрапетян, К. Л. Лингвострановедческий компонент в обучении иностранному языку учащихся старшей школы / К. Л. Айрапетян, А. В. Киселева // Университетские чтения – 2020 : Материалы научно-методических чтений ПГУ, Пятигорск, 09–10 января 2020 года. – Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2020. – С. 60-64.
Алекберова, И.Э. Речевоевзаимодействие науроке иностранного языка / Инесса Алекберова // Lingua mobilis, 2012. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevoe-vzaimodeystvie-na-uroke-inostrannogo-yazyka
Александрова А.А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков А.А. Александрова, Т.В. Гудкова // Молодой ученый. – 2013. –№5. – С. 617–622.
Алистратова, Н. Я. Актуальные проблемы обучения иностранному языку в общеобразовательных школах / Н. Я. Алистратова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 12-2(64). – С. 9-11.
Андреева И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. – 2011. – №5. – С.83-86.
Рассмотрение положений педагогического моделирования в разных образовательных областях на основе трудов В.П. Беспалько, Б.С. Гершунского, А.Н. Дахина, В.В. Краевского и др. ученых позволяет выделить концептуальные положения, которые используются при моделировании различных педагогических объектов:
- вхождение в проблему построения модели и определение функции анализируемого (моделируемого) объекта, его места и роли в системе образования;
- построение системы сквозных компонентов структуры исследуемого объекта, обладающей максимальной функциональной полнотой (определяются критерии функциональной полноты, проводятся контролирующие мероприятия по проверке функциональной полноты данных структурных компонентов);