Дидактическое обеспечение диагностики сформированности умения пересказывать тексты – рассуждения младшими школьниками с общим недоразвитием речи IV уровня
ВведениеАктуальность
У детей с IV уровнем общего недоразвития речи, в большинстве случаев, наблюдается снижение познавательной деятельности, что приводит к нарушениям связной монологической речи.
Большинство исследователей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, А.М. Дементьева, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская), занимающихся проблемами развития речи у детей с общим недоразвитием речи, отмечают у них недостаточность связной монологической речи. При пересказе различных текстов-рассуждений, дети путают последовательность событий, не могут выделить в сюжете главную и второстепенные линии, повторяют одно и то же, тем самым допускают много ошибок в построении предложений.
Нарушение связной монологической речи обуславливается двумя причинами, с одной стороны нарушением познавательной сферы, с другой стороны нарушением в формировании лексико-грамматических конструкций.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Дидактическое обеспечение диагностики сформированности умения пересказывать тексты-рассуждения младшими школьниками с общим недоразвитием речи IV уровня 6
1.1. Развитие связной монологической речи в онтогенезе 6
1.2. Особенности развития связной монологической речи при общем недоразвитии речи. 14
1.3 Анализ существенных подходов к проблеме диагностики, развития и коррекции нарушений навыков пересказа у детей 22
Глава 2. Описание проекта «Дидактическое обеспечение диагностики умения составлять пересказы текстов - рассуждений младшими школьниками с общим недоразвитием речи IV уровня» 29
2.1. Паспорт проекта 29
2.2. Предпроектный этап 30
2.3. Разработческий этап 31
2.4. Апробация 33
2.5 Результативно-оценочный этап 36
Заключение 38
Не найдено
Этой проблемой занимались ведущие ученые в области логопедии: Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. И. Жаренкова, Л. Н. Ефименкова, С. Ф. Спирова, Н. С. Жукова, С. Ф. Иваненко, С. А. Миронoвa, Т. Б. Филичевa и другие исследователи.
Пoд общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при кoторой нарушенo формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомoв несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.