Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития коммуникативных уни -версальных учебных действий у учащихся начальной школы, актуальная в свя -зи с тем, что в настоящее время возрастают требования к изучению коммуни -кативных умений. От уровня коммуникативного развития зависит то, насколько ученик будет успешен в учёбе. Формирование коммуникативных умений у че - ловека начинается с его рождения и продолжается во время обучения в школе и на протяжении всей своей жизни.
Из-за того, что, на современном этапе главной целевой установкой являя - ется обеспечение образования младшего школьника в контексте требований ФГОС, в методике главная установка на системность, коммуникативность, раз -вивающий характер обучения. Вопросы повышение качеств речевого развития обучающихся приобретают главное значение и сейчас являются актуальными. По вопросам проектирования универсальных учебных действий в начальной школе выделяем труды А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской и др.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ у МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.2. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ у МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 24
2.1. Организация методики развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников 24
2.2. Результат экспериментальной работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. – М.:-Просвещение, 2008. – 160 с.
Баранов С.П., Бурова Л.И., Овчинникова А.Ж. Методика обучения и воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2013. – 619 с.
Выготский Л.С. Пeдагoгическaя психология. – М.: Педагогика, 2011. – 536 с.
Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников. – Ижевск.: Институт компьютерных исследований, 2006. – 136 с.
Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: Изд-во Центр владос, 2003. – 54 с.
Куницыной В. Н. Межличностное общение – СПб.: Изд-во Питер, 2001. – 544 с.
Цукерман Г. А. Психология саморазвития. – М.: Изд-во Рига 2007. –120 с.
Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже. – М.: Изд-во Просвещение, 1967. – 622 с.
Гришановой И.А. Психолого-педагогические рекомендации. – М.: Изд-во просвещение 2002. – 94 с.
Границкая А.С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. Книга для учителя. Учебное издание. – М.: Издательство, 1991. – 175 с.
Барахоева И.Б. Педагогическое сопровождение учителей, содействующее развитию у учащихся начальных классов коммуникативных универсальных учебных действий. Ученые записки Забайкальского государственного университета. – М.: Серия 2011. – 104-109 с.
Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. – 1981. – №1. – С. 13 – 26.
Владимирова Н.Ю., Теплых Е.А. Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. – 2016. №6. – С. 191-195.
Джалилова К.С. Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. –СПб.: Новая наука, 2015. – 18-20 с.
Эти условия обеспечивают формирование личностного смысла как учения, так и конкретного учебного занятия за счет создания «смыслового поля».
В трудах Н.П. Ансимовой говорилось, что «можно выделить три этапа становления совместной продуктивной деятельности:
этап. Введение творческой задачи, трудной для индивидуального выполнения. Большой вклад учителя в конечный продукт совместной деятельности. Организация учителем общих форм учебного сотрудничества обучающихся.
этап. Введение новых более трудных задач. Освоение обучающимися групповых форм работы и переход к самостоятельному выполнению, коррекции, контролю, оценке при участии учителя.