Математическое развитие детей дошкольного возраста в процессе использования занимательного материала
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Математическое развитие имеет существенное значение для детей дошкольного возраста, так как оно активно влияет на развитие умственных действий ребенка, которые необходимы для познания окружающего мира [13].
Основой для интерпретации понятия «математическое развитие» у детей дошкольного возраста может служить работа В. Волчкова, которая является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. В этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются» [9, с. 45].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………....... 3
1 Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста в процессе использования занимательного материала .........……..................................................................................... 7
1.1 Понятие «математическое развитие» в психолого-педагогической литературе ............................................................................................. 7
1.2 Требование ФГОС к математическому развитию детей дошкольного возраста .......................................................................... 12
1.3 Особенности математического развития детей дошкольного возраста в процессе использования занимательного материала ....... 18
2 Описание экспериментальной работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в процессе использования занимательного материала …………………………………………….................................. 26
2.1 Первичная диагностика математического развития детей дошкольного возраста ………………………………………………... 26
2.2 Математическое развитие детей дошкольного возраста …………… 35
2.3 Сравнительная диагностика математического развития детей дошкольного возраста ………………………………………………... 40
Заключение …………………………………………………………...…… 48
Список использованных источников ……………………………………… 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на материале математики) : учебное пособие для вузов / В. В. Абашина. – Сургут: РИО СурГПИ, 2020. – 137 с. – (Высшее образование). – URL: https://urait.ru/bcode/455362. – ISBN 978-5-534-06832-0 (дата обращения: 02.03.2023).
2. Арапова, Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н. А. Арапова. – Москва : Просвещение, 2015. – 124 с. – ISBN 978-5-9765-2107 (дата обращения: 24.02.2023).
3. Барылкина, Л. П. Формирование математических представлений : 4-7 лет / Л. П. Барылкина, Т. А. Фалькович,– 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 207 с. – ISBN 978-5-7695-5100-0 (дата обращения: 24.02.2023).
4. Беженова, М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений : учебное пособие для студентов вузов / М. Беженова. – Изд. 2-е, испр. – Москва, 2015. – 63 с. – ISBN 5- 06-004547-1 (дата обращения: 25.02.2023).
5. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников / А. В. Белошистая. – Москва : Гослитиздат, 2016. – 256 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006116387 (дата обращения: 05.03.2023).
6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов высших учебных заведений /А. В. Белошистая. – Москва, 2016. – 400 с.– URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01006646420 (дата обращения: 23.02.2023).
7. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер. – 2-е изд., Москва : Флинта, 2015. – 23 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/70332 (дата обращения:17.02. 2023) – ISBN 978-5-9765-2298-5
8. Браташ Э. Е. Средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста / Э. Е. Браташ // Международный студенческий научный вестник. – 2016 – № 5-2. – 34 с.
Такой материал включается, как в основную часть занятия по формированию элементарных математических представлений так используется в конце занятия, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Занимательные математические игры мы используем и для организации самостоятельной деятельности детей.
Рассмотрим особенности математического развития детей дошкольного возраста, использую сравнительный анализ программ (Таблица 1).
Таблица 1 – Анализ программ по ФЭМП у детей дошкольного возраста
Название программыСодержание программы по ФЭМП«От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой