Формирование интереса к инженерной деятельности в системе дополнительного образования детей
ВВЕДЕНИЕСовременные тенденции развития образовательной системы Российской Федерации по праву выделяют систему дополнительного образования детей как важнейшую составляющую образовательного пространства, которое может обеспечить поддержку и развитие талантливых и одаренных детей. Обладая открытостью, мобильностью, гибкостью, способностью быстро и точно реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства, дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства.
На современном этапе важными приоритетами государственной политики становится поддержка и развитие детского технического творчества, привлечение молодежи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 7
1.1 Подходы к понятию «Инженерная деятельность» в современном образовании 7
1.2 Учет возрастных особенностей учащихся - условие формирования интересов младших школьников к инженерной деятельности в доп. образовании 15
ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА 23
2.1 Формирование интереса к инженерной деятельности в педагогической практике 23
2.2 Методы и средства формирования интересов к инженерной деятельности у учащихся младшего школьного возраста 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ 53
3.1 Реализация условий формирования интереса учащихся к инженерной деятельности в системе дополнительного образования. 53
3.2 Анализ и интерпретация результатов работы по формированию интереса детей к инженерной деятельности в системе дополнительного образования 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Авдеева, Е.В., Метелева, Е.Г., Новоселова Н.Б Конструированиезадач учебного занятия [Текст] / Е.В.Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б.Новоселова // Дополнительное образование. – 2012. – № 3. – С. 28 – 31.
2. Алиева, Л.В. Детское движение – субъект воспитания: Теория,история, практика: монография. М.: Макс Пресс, 2012. - 224 с.
3. Алиева, Л.В. Развитие технического творчества детей и молодежи –позитивная тенденция современного дополнительного образования //Техническое творчество молодежи. 2013. № 6 (88). С. 13–16.
4. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. -565 с.
5. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / Анохин П.К. - М., 2018. – с. 157
6. Байбородова, Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: методика воспитательной работы. Ярославль: Академия развития. 2012. 336 с.
7. Басов, М. Я. Избранные психологические произведения / М.Я. Басов.- М., 2015. - 568 с.
8. Авдонина, Д. С. Развитие технического творчества детей в системе дополнительного образования / Д. С. Авдонина, Ю. В. Бочкарева // Интеграция информационных технологий в систему профессионального и дополнительного образования : сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 20 ноября 2018 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2018. – С. 73-76. – EDN YQVAIH.
9. Берулава, М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы /М.Н. Берулава. - Бийск: НИЦБ и ГПИ, 2015. - 31 с.
10. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.Бим-Бад. — М., 2012. - 528 с.
На демонстрационном этапе, наряду с принципами, представленными на мотивационно-ориентационном и моделирующе-конструктивном этапах опытно- экспериментальной работы, получает реализацию принцип субъектности. Реализация принципа субъектности предполагает не только право младшего школьника на самостоятельное принятие решения при консультативной помощи, поддержке преподавателя, но и ответственность обучающихся за принятое решение.
Итак, мы обнаруживаем единство выделенных принципов, которые обеспечат успешное развитие технического творчества младших школьников в условиях дополнительного образования.