Формирования знаний и представлений об окружающей действительности у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Каждый человек является языковый личностью и выступает как носитель определённых знаний и представлений.
Знания характеризуются объективностью, а представления могут быть субъективными и интуитивными. Каждый индивидуум воспринимает и понимает действительность по-своему.
Самым распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей — это специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
У детей с общим недоразвитием речи (III уровень) наблюдается ограниченный словарный запас и стойкие аграмматизмы. Впервые теоретическая значимость общего недоразвития речи была сформулирована Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологи в 50 - 60 годах 20-го века. Этим нарушением занимались такие авторы как Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова и др.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Знания и представления об окружающей действительности, лексикон: определение, характеристика, составляющие 8
1.2. Онтогенез речевого развития 9
1.3. Общее недоразвитием речи (III уровень): характеристика нарушения 20
Выводы к главе I 24
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 25
2.1. Цель и задачи экспериментального исследования 25
2.2. Организация исследования 25
2.3 Анализ полученных результатов 30
Выводы к главе II 47
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) 48
3.1. Принципы и организация логопедической работы 48
3.2. Содержание логопедической работы по формированию знаний и представлений об окружающей действительности у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи 50
Выводы к главе III 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 126 с.
Баранов М.Т. Русский язык. - М.: Центр-пресс, 2012. - 352 с.
Баранов М.Т., Прудникова А.В. Русский язык для дошкольников. - М.: Просвещение, 2013. - 289 с.
Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. - М.: Педагогика, 2012. - 120 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Психологос, 2012. - 423 с.
Выготский Л.С. Вопросы изучения детской психологии. - СПб.: Лань, 2013. - 356 с.
Греков В.Ф. Русский язык для дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. - 272 с.
Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М.: Владос, 2012.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Наука, 1961.
Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - СПб.: Питер, 2010. — 862 с.
Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. (Дневник научных наблюдений). - СПб.: Питер, 2011. - 226 с.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М.: Центр-пресс, 2011. - 512 с.
Ещина В.Ю. Развитие речи в дошкольном возрасте. // Дефектология. № 2 - 2011.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Наука, - 2011.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2012.
Захарова А.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи /А.В. Захарова. - М., 2012. - 171 c.
Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 412 с.
Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста / В.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 667 c.
Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения /С.В. Коноваленко.-М.: ГНОМ и Д, 2011.- 201с.
Коробейников И.А. Дети с ОНР. // Дефектология. № 4 - 2011.
Коробейников И.А. Дошкольники познают мир // Дефектология. № 5 - 2014.
Они часто забывают сложные (трёх- или четырёхступенчатые) инструкции, пропускают некоторые их элементы или меняют порядок выполнения предложенного задания. Они часто допускают двойные ошибки при описании предметов или картинок. Эффективность запоминания также низкая.
Взаимосвязь между нарушениями языка и другими аспектами психического развития определяет некоторые особенности мышления. Несмотря на наличие предпосылок для овладения соответствующими возрасту мыслительными процессами, у детей наблюдается задержка в развитии словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом, синтезом и сравнением без специального обучения, ригидность мышления.
При ОНР отмечаются нарушения моторики. Многие дети испытывают двигательные трудности в виде плохой координации сложных движений, недостаточной уверенности в воспроизведении правильно направленных движений и сниженной скорости и ловкости движений.