Активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на уроке иностранного языка
введение на занятиях занимательных ситуаций, игровых технологий, поскольку именно создание игровых ситуаций облегчает процесс усвоения новых знаний, умений и навыков. Упражнения игрового характера обогащают словарный запас, активизируют познавательную активность, развивают эмоциональную сферу, снимают утомляемость. С их помощью можно осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого в учебный процесс, учитывая его уровень подготовки. К тому же, игровые ситуации могут быть самыми разными по содержанию, цели и способам проведения: с их помощью можно осваивать конкретный вид деятельности (совершенствовать грамматические, разговорные, лексические навыки) или решать целый комплекс задач (развивать наблюдательность, внимание, творческие способности).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА………………………………… 12
1.1 Сущностно-содержательные характеристики понятия «познавательная деятельность» в контексте современных научных исследований 12
1.2 Специфика познавательной деятельности на уроках иностранного языка 18
1.3 Средства активизации самостоятельной познавательной деятельности на уроках иностранного языка 34
1.4 Разработка теоретической модели активизации самостоятельной познавательной деятельности на уроках иностранного языка 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 57
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 59
2.1 Последовательность и организация экспериментальной работы 59
2.2 Реализация педагогических условий функционирования модели 65
2.3 Оценка и интерпретация результатов экспериментальной работы 70
2.4 Методические рекомендации по внедрению разработанной теоретической модели 74
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года.
3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования // Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413. – 44 с.
4. Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А.Ануфриев. – 3 изд. М.: Сфема, 2014. – 152 с.
5. Башмаков М.И. Информационная среда обучения / М.И. Башмаков, С.Н. Поздняков, Н.А. Резник. М.: Флинта, 2015. – 400 с.
6. Безюлева А.В. Домашняя учебная работа как одна из форм организации самостоятельной деятельности школьников в рамках ФГОС / А.В. Безюлева // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 21-22.
7. Белякова И.В., Кожушкова Н.В. Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке / И.В. Белякова, Н.В. Кожушкова // Научные труды Sworld. 2017. Т. 6. № 1. С. 86-88.
8. Бешукова Ф.К. Педагогика сотрудничества: самостоятельная работа учащихся как результат творчества преподавателя / Ф.К. Бешукова // Ученые записки. Под редакцией Л.А. Вицюк. Москва-Белореченск, 2014. С. 83-86.
9. Бордовский Г.А Персональный компьютер / Г.А. Бордовский, И.Б.Горбунова, А.С. Кондратьев. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
10. Валеева Н.Ш. Психология и культура умственного труда / Н.Ш.
Валеева, Н. П. Гончарук. М.: КНОРУС, 2014. – 240 с.
11. Гутников А.Б. Активные методики – залог успеха / А.Б. Гутникова, А.Н. Иоффе. – СПб. – 1999.
12. Дзгоева Н.М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования // Высшее образование сегодня. 2011. - № 7. С.53-54.
13. Дядус Е.В. Самостоятельная работа в учебной деятельности / Е.В. Дядус // Сборник научных трудов Девятой Международной заочной научно-методической конференции. 2013. С. 102-104.
14. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л.В. Жарова. – Л., 1982. – 76 с.
Принцип индивидуализации. Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей: комплектование групп; адаптация к учебному процессу; способность к восприятию нового. Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого обучающегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.
Принцип самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения.